Сведения об авторе/авторах
|
Наталья Сергеевна Мурашова — доктор культурологии, доцент, заведующий кафедрой социально-культурной и библиотечной деятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, Вилюйская ул., д. 28, 630126 г. Новосибирск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2373-7622 E-mail: 2107542@mail.ru
|
Аннотация
|
На основе обзора около 300 произведений, созданных в XVIII – первой трети XX вв., в статье представлена хронологическая и жанрово-тематическая панорама развития старообрядческого направления в русском изобразительном искусстве. Оно включает портреты, архитектурные пейзажи, историческую, жанровую живопись, книжные иллюстрации и эскизы театральных декораций. Портретный жанр репрезентирован заказными работами, изображающими реальных личностей, и портретами-типами, воспроизводящими собирательные образы многоликого старообрядческого социума. Архитектурные пейзажи запечатлели ключевые старообрядческие локации — Выголексинское общежительство, Рогожское и Преображенское кладбища в Москве, Пустозерск, Керженец, карельские некрополи. В поле зрения исторических живописцев попали такие события, как представление патриархом Никоном новых книг; неприятие новопечатных книг соловецкими иноками; спор о вере в Грановитой палате; гонения на старообрядцев. Особое место занимают образы боярыни Морозовой и протопопа Аввакума. Жанровая живопись отражает жизненный уклад староверов и его связь с религиозной картиной мира. На протяжении двух веков происходило становление и развитие интереса к старообрядческой теме, что находило выражение в обогащении жанровой палитры и увеличении числа авторов. Мир старообрядчества в своем творчестве отразили около 60 художников. Особую лепту внесли М. Мыльников, Ф. Солнцев, В. Перов, С. Милорадович, В. Суриков, М. Нестеров, Ф. Малявин, И. Куликов, И. Горюшкин-Сорокопудов, Б. Кустодиев, В. Кузнецов, В. Плотников. В графических и живописных произведениях староверы выступают носителями национальной культуры, приверженцами родной старины.
|
Ключевые слова
|
старообрядчество, русское изобразительное искусство, портрет, портрет-тип, архитектурный пейзаж, старообрядческий исторический жанр, жанровая живопись, портрет-картина.
|
Список литературы
|
Список литературы Исследования
1 Агеева Е.А. Беспоповцы // Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/78246.html?ysclid=lc4ouwnx9l227107243 (дата обращения 25.11.2023).
2 Александрова О.В. Купеческий портрет как жанр русской живописи: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2007. 28 с.
3 Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1967. Т. 2. 234 с.
4 Барабанова Е.В., Хорошева Ю.А. Серия зарисовок русских народных одежд Ф.Г. Солнцева как историко-этнографический источник // Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Хранение. 2022. № 1. С. 9–22.
5 Босомыкина Д.А. Живописный цикл М.В. Нестерова сказаний о судьбе русской женщины // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 2. С. 51–54.
6 Брикнер А.Г. История Петра Великого. М.: АСТ, 2023. 683 с. 90 илл.
7 Волошин М.А. Суриков / публ., вступ. ст. и примеч. В.Н. Петрова. Л.: Художник РСФСР, 1985. 223 с.
8 Гольдштейн С.Н. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»: история создания. Л.: Художник РСФСР, 1972. 159 с.
9 Зауст С.К. Старообрядческий молитвенный костюм в «романе в картинах» М.В. Нестерова // Культурное наследие России. 2021. № 3. C. 43-51.
10 Зеленина Я.Э. Изображения И.А. Ковылина и традиции старообрядческого портрета // Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума. URL: https://protopop-avvakum.ru/ya-e-zelenina-izobrazheniya-i-a-kovylina-i-tradiczii-staroobryadcheskogo-portreta/ (дата обращения 26.11.2023).
11 Ивановская Н.И., Чувьюров А.А. Старообрядческие кладбища Карелии в рисунках А.Л. Колобаева // Рябининские чтения-2019: мат. VIII конф. по изуч. и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2019. С. 64–67.
12 Кеменов В.С. Историческая живопись Сурикова: 1870–1880-е годы. М.: Искусство, 1963. 508 с.
13 Кожурин К.Я. Боярыня Морозова. М.: Молодая гвардия, 2012. 379 с.
14 Кузнецова Н.Ю. Общественно-политические воззрения народников на старообрядчество Европейского Севера на примере работ С.А. Приклонского и А.С. Пругавина: дис. … канд. историч. наук. Петрозаводск, 2019. 230 с.
15 Куликова С.М. Творчество художника Ивана Семеновича Куликова (1875–1941) в контексте русского искусства конца XIX – первой половины XX вв.: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2008. 20 с.
16 Лазарев С.Е., Курдюмов О.Г. Церковный раскол XVII века в произведениях русской живописи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2015. № 19 (216). С. 77–83.
17 Малышев В.И. История «иконного» изображения протопопа Аввакума // Труды отделения древнерусской литературы. М.; Л.: Наука, 1966. Т. XXII. С. 382–401.
18 Маслова Ю.В. Старообрядческая Русь Михаила Нестерова // Книжница самарского староверия. URL: https://samstar.ucoz.ru/news/ju_maslova_a_larchik_prosto_otkryvalsja/2013-12-01-6016 (дата обращения: 25.11.2023).
19 Машковцев Н.Г. Заметки о картине Сурикова «Боярыня Морозова» // Из истории русской художественной культуры: избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. художник, 1982. С. 193–203.
20 Молзинский В.В. Мир старообрядчества в наследии Н.А. Римского-Корсакова и М.В. Нестерова // Вестник Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. 2017. № 4 (33) декабрь. С. 12–19.
21 Молзинский В.В. Тема раскола в искусстве XIX века: М.П. Мусоргский, В.И. Суриков // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (34). С. 83–91.
22 Мутина А.С., Николаева Е.Н. Живопись В.А. Кузнецова из собрания Государственного музея истории религии как источник изучения культуры старообрядчества // Труды Государственного музея истории религии. 2017. № 17. С. 10–17.
23 Нестерова Е.В. «Боярыня Морозова»: Картина Василия Сурикова. СПб.: Аврора; Калининград: Янтарная сказка, 2000. 61 с.
24 Никифораки Н.А. Петр Михайлович Боклевский: 1816–1897. М.: Искусство, 1952. 31 с.
25 Никонова И.И. Михаил Васильевич Нестеров. М.: Искусство, 1962. 191 с.
26 Уртминцева М.Г. Китежский летописец в литературной и живописной интерпретации (П.И. Мельников и М.В. Нестеров) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 4 (1). С. 322–327.
27 Хасанова Э.В. Религиозная проблематика живописи М.В. Нестерова советского периода: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Екатеринбург, 2005. 23 с.
28 Юхименко Е.М. Старообрядчество: история и культура. М.: Криница, 2016. 851 с.
Источники 29 Боклевский П.М. Отживающие типы русской народности. Крестьяне-раскольники в Заволжье. Типы из рассказов П.И. Мельникова «В лесах». СПб.: [Б. и.], 1882. 15 отд. л. илл.
30 Искры Аввакумова костра: протопоп Аввакум и духовное наследие Древней Руси в творчестве А.А. Великанова / авт.-сост. Г.В. Маркелов. СПб.: Пушкинский Дом, 2020. 204 с.
31 Кузнецов В.А. Путь художника: автобиография / вступ. ст. И.А. Бродского. М.; Л.: Искусство, 1952. 76 с.
32 Кустодиев Б.М. Русь: Русские типы Б.М. Кустодиева / Слово Евг. Замятина. Пг.: Аквилон, 1923. 22 с., 22 л. илл.
33 Михаил Нестеров: 1862–1942 / [сост. П. Климов]. СПб.: PalaceEditions, 2012. 263 с.
34 «Раскольник и цирюльник», 1770-е годы // Культура РФ. URL: https://www.culture.ru/materials/254483/iskusstvo-lubka-v-dorevolyucionnoi-rossii?ysclid=lc4orvzgfu583979458 (дата обращения 26.11.2023).
35 Санин В. (Афанасьев В.Н.). На Веселых горах: очерки торжественных молебствий старообрядцев, иллюстрированные рисунками с натуры художника Вл.А. Кузнецова и отчеты о подготовительных трудах к Всероссийскому съезду старообрядцев часовенного согласия. Екатеринбург: Тип. газ. «Уральский край», 1910. 8 с.
|