Название статьи |
ГЕРМЕНЕВТИКА ЛИТУРГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ: АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ АСПЕКТОВ ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ |
Автор/ы |
Д. Л. Шукуров |
Сведения об авторе/авторах |
Дмитрий Леонидович Шукуров — доктор филологических наук, доцент, Ивановский государственный химико-технологический университет, пр. Шереметевский, д. 7, 153000 г. Иваново, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3463-7611. E-mail: rector@isuct.ru, shoudmitry@yandex.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 57 |
Страницы |
С. 21-32 |
Дата поступления статьи |
29.03.2019 |
Дата публикации |
28.09.2020 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-21-32 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71.1 + 83.3 + 86.37-5 |
Аннотация |
В статье рассматриваются особенности формирования структурных частей христианской Литургии в культурно-историческом контексте. Проводится сопоставительный анализ культовой связи литургического богослужения с архаическими элементами предшествовавших ему обрядов и ритуальных практик. Использование герменевтического подхода в рамках исторической литургики и литургического богословия позволяет приблизиться к структурному пониманию лежащего основе литургического богослужения смысла — таинства Евхаристии (Благодарения). Объектом рассмотрения становится литургическое богослужение христианской Церкви, традиция которого имеет самую непосредственную (хотя и формальную) связь с храмово-синагогальным богослужением ветхозаветных времен, но в своем существе является благовестием Нового Завета — принципиально нового религиозного взгляда на жизнь, смерть, вечность и спасение человека. Предметом изучения является структура Божественной Литургии, через архаические элементы в составе которой проявляется таинственный смысл христианства — тайна человеческого спасения. Изучение культовой связи литургического богослужения с архаическими элементами предшествовавших ему обрядов и ритуально-культовых практик конкретизирует научные представления об истории формирования литургического богослужения, а рассмотрение Литургии в историко-культурном контексте ее формирования приближает наше понимание структурных элементов Божественной Службы и лежащего в ее основе смысла — таинства Евхаристии. |
Ключевые слова |
лингвистическая герменевтика, экзегетика, историческая литургика, литургическое богословие, православное богослужение, философия культа, Литургия, Евхаристия, анафора, Божественное Имя. |
Список литературы |
1 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. 320 с. 2 Арранц М. Избранные сочинения по литургике: в 5 т. М.: Изд-во Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003. Т. 1: Таинства Византийского Евхология. 616 с. 3 Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. Киев: Quo vadis, 2011. 160 с. 4 Керн Киприан, архимандрит. Евхаристия (из чтений в Православном Богословском Институте в Париже). М.: Изд-во Храма свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2001. 336 с. 5 Мейендорф И., прот. Византийское наследие в Православной Церкви / пер. с англ.; под общ. ред. Ю. А. Вестеля. Киев: Центр православной книги, 2007. 352 с. 6 Муретов С. Д. Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава литургии» Константинопольского Патриарха Филофея: Опыт историко-литургического исследования. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1895. 320 с. 7 Уайбру Х. Православная Литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М.: Изд-во Библейско-Богословского Ин-та св. апостола Андрея, 2000. 212 с. 8 Флоренский П., свящ. Из богословского наследия (Лекции по философии культа) // Богословские труды. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. Сб. 17. 9 Флоренский П. А. Соч.: в 4 т. / сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. М.: Мысль, 1994. Т. 1. 797 с. 10 Шмеман А., протопр. Евхаристия. Таинство Царства. М.: Паломник, 2010. 304 с. 11 Шукуров Ш. М. Имя и число. О божественном и личностном началах в теологии и иконографии Храма // Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. Научн. сб. / под общ. ред. С. С. Хоружего. М.: Ди-Дик, 1995. С. 272–295. 12 Элиаде М. История веры и религиозных идей. М.: Критерион, 2002. Т. II: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. 512 с. 13 Zheltov M. The Sanctus and the First Epiclesis in the Anaphoras of the Egyptian Type, in Studia Patristica. Leiden: Peeters Publishers, 2010. Vol. XLV. P. 105–113. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|