Название статьи |
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В МАГИЧЕСКОМ КРИСТАЛЛЕ ПАМЯТИ |
Автор/ы |
Н. З. Коковина Е. А. Самофалова |
Сведения об авторе/авторах |
Наталья Захаровна Коковина — доктор филологических наук, профессор, Курский государственный университет, ул. Радищева, д. 33, 305000 г. Курск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1792-2680. E-mail: natzak@rambler.ru Елена Александровна Самофалова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9228-8683. E-mail: ikspert@inbox.ru |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 56 |
Страницы |
С. 170–178 |
Дата поступления статьи |
14.03.2019 |
Дата публикации |
28.06.2020 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-170-178 |
Индекс УДК |
821.161.1 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус) |
Аннотация |
В статье анализируется взаимосвязь и отталкивание памяти и воображения, реализация образной памяти в художественной литературе и мемуарах. Память и воображение, не являясь синонимами, обнаруживают семантическую близость. Однако, отмечая причинно-следственную связь между воспоминанием и образом, исследователи разграничивают область действия памяти и область действия воображения. В искусстве историческая и культурная память материализуется через архетипический комплекс ценностей, идей, ожиданий, стереотипов, мифов и т. д. В свою очередь, это позволяет выявить когнитивное содержание мнемонических образов, символов, форм, специфику и единство именно чувственных, иррациональных и абстрактных элементов познания. Память интерпретируется, прежде всего, с помощью метафор и сравнений, построенных на основе устойчивой коллективной рефлексии. Благодаря ассоциативным связям между фрагментами прошлого и образами, воспринятыми в актуальном настоящем, выстраиваются новые смысловые отношения. Единицы хранения памяти приобретают статус семиотических вещей. Не случаен, например, образ «зеркала памяти», сравнения памяти с магическим кристаллом, с волшебным фонарем. Метафоричность фотографии также требует воображения и определяет соотношение определения «память» — «воображение» — «образ». Отмеченное понимание памяти формирует теоретические подходы и критерии, лежащие в основе анализа художественного текста, а также позволяет рассматривать память как определяющий архетип национальной культуры, через который она соотносится с полнотой человеческого универсума. |
Ключевые слова |
память, воображение, образ, метафоры, картина. |
Список литературы |
1 Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / сост., общ. ред. и вступит. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 297–319. 2 Беньямин В. Берлинская хроника. Приложение // Павлов Е. Шок памяти. Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 165–208. 3 Бергсон А. Собр. соч.: в 4 т. М.: Московский Клуб, 1992. Т. I. 325 с. 4 Брагина Н. Г. Память в языке и культуре. М.: Языки славянских культур, 2007. 520 с. 5 Булгарин Ф. Воспоминания. М.: Захаров, 2001. 784 с. 6 Бунин И. А. Жизнь Арсеньева // Бунин И. А. Собр. соч.: в 4 т. М.: Правда, 1988. Т. III. 248 с. 7 Веселовский А. Н. Собр. соч. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1913. Т. I. Серия I. Поэтика. Т. 1. 1870–1899. 622 с. 8 Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: ПЕР СЭ, 2001. 475 с. 9 Зайцев Б. К. Собр. соч.: в V т. М.: Русская книга, 1999. Т. IV. 624 с. 10 Набоков В. В. Интервью Альфреду Аппелю // Набоков В. В. Собр. соч. американского периода: в V т. СПб.: Симпозиум, 1999. Т. III. С. 589–621. 11 Нуркова В. В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: автореф. дис. … д-ра психологич. наук. М., 2009. 50 с. 12 Подорога В. А. Непредъявленная фотография // Авто-био-графии. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. М.: Логос, 2001. № 1. 438 с. 13 Самофалова Е. А., Коковина Н. З., Степанова Н. С. Антропологический дискурс категории памяти в автобиографических текстах конца XIX – первой половины XX века. Курск: Учитель, 2012. 245 с. 14 Смолярова Т. «Явись! И бысть». Оптика истории в лирике позднего Державина: к 200-летию стихотворения «Фонарь» // История и повествование: сб. ст. / под ред. Г. В. Обатнина и П. Песонена. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 69–99. 15 Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в XC т. М.; Л.: Госиздат, 1935. Т. 1. 354 с. 16 Фет А. А. Воспоминания: в III т. (Репринт. изд. 1890–1893 гг.). Пушкино: Культура, 1992. Т. I. 452 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|