Название статьи |
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В НЕМЕЦКОЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ ХХ В.: ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ |
Автор/ы |
А. Л. Казин Е. В. Жданова |
Сведения об авторе/авторах |
Александр Леонидович Казин — доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации, научный руководитель, Российский институт истории искусств, Исаакиевская пл., д. 5, 190000 г. Санкт-Петербург, Россия; профессор, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, ул. Правды, д. 13, 191119 г. Санкт-Петербург, Россия. Елена Васильевна Жданова — научный сотрудник, Российский институт истории искусств, Исаакиевская пл., д. 5, 190000 г. Санкт-Петербург, Россия. |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2023 |
Номер журнала |
Т. 68 |
Страницы |
С. 96–103 |
Дата поступления статьи |
19.04.2022 |
Дата одобрения рецензентами |
9.06.2021 |
Дата публикации |
28.06.2023 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-68-96-103 |
Индекс УДК |
316.73 |
Индекс ББК |
71.04 |
Аннотация |
Предлагаемая статья актуализирует проблему графической интерпретации художественного текста русских писателей немецкими графиками. Статья анализирует специфику художественно-образного мышления в немецкой традиции книжной иллюстрации на примере иллюстраций к изданиям русской классики в первой половине двадцатого века. В частности, в статье рассматриваются графические циклы немецких художников экспрессионистов 1920-х гг., посвященные произведениям Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, а также иллюстрации русской классической литературы, созданные немецкими художниками, эмигрировавшими из Германии в 1930-е гг. Авторы отмечают, что стилистика немецкой книжной иллюстрации и в послевоенный период оставалась под влиянием экспрессионизма независимо от культурного контекста, о чем свидетельствуют, например, работы художников-графиков в Германской Демократической Республике. В статье рассматривается также книжная графика лейпцигской школы и представителей школы Галле. Сопоставление работ русских и немецких графиков, посвященных произведениям русской классической литературы, дает богатый материал для анализа опосредованного межкультурного диалога художников с русскими писателями и русской культурой. Авторы исследуют в статье национальное своеобразие образного мышления в русской и немецкой традициях, отмечая, какие аспекты произведений стремились подчеркнуть художники, а какие остались без внимания. |
Ключевые слова |
русская классическая литература, книжная графика, литературная иллюстрация, художественное мышление, экспрессионизм, немецкие художники-графики, немецкое искусство книги. |
Список литературы |
1 Азадовский K. M. Рильке и Россия: Статьи и публикации. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 464 с. 2 Казин А. Л. Событие искусства: классика, модерн, постмодерн в пространстве русской культуры. СПб.: Российский институт истории искусств; Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. 244 с. 3 Мотылева Т. Л. Томас Манн (до 1918 г.) // История немецкой литературы. М.: Наука, 1968. Т. 4. 619 с. 4 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1998. Т. 2. 605 с. 5 Aspekte der literarischen Buchillustration im 20. Jahrhundert / ed. by R. Neugebauer. Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 1996. 191 S. 6 Gerigk H.-J. Dostojewskijs Wirkung im deutschen Sprachraum (Fragmente eines Überblicks vom Fin de siècle bis heute) / ed. by D. Dahlmann, W. Potthoff // Deutschland und Russland: Aspekte kultureller und wissenschaftlicher Beziehungen im 19. und frühen 20. Jahrhundert. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2004. S. 95–126. 7 Spengler O. Politische Schriften. München, Berlin: C. H. Beck‘sche Verlagsbuchhandlung, 1934. 338 S. 8 Гессе Г. «О Достоевском» // Vossische Zeitung. 22.03.1925 г. URL: http://www.hesse.ru/books/articles/?ar=43 (дата обращения: 18.01.2022). 9 Казин А. Л. Наука об искусстве: логос и эстезис // Временник Зубовского института. Вып. 1 (36). 2022. С. 11-28. 10 Кислых Г. С. Появление и развитие гравюры в Германии в XV веке // «Немецкая гравюра». ГМИИ им. А. С. Пушкина. URL: https://germanprints.ru/articles/german_prints_15c/index.php (дата обращения: 18.01.2023). 11 Пышновская З. С. Макс Бекман // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2012. Vol. 3. С. 140–154. 12 Шуман Е. Какую русскую литературу читают немцы // Deutsche Welle. 05.06.2014 URL: https://www.dw.com/ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D1%83%D1%8E-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%83-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D1%86%D1%8B/a-17679701 (дата обращения: 18.01.2022). 13 Axl Leskoschek. Brasilien. Neue Galerie Graz. 01.07.-21.08.2022. URL: https://www.museum-joanneum.at/neue-galerie-graz/ausstellungen/ausstellungen/events/event/10946/axl-leskoschek 14 Blume, Julia. Geschichte der Hochschule für Grafik und Buchkunst/ Academy of Fine Arts Leipzig (HGB). URL: https://www.hgb-leipzig.de/hochschule/geschichte/ (дата обращения: 18.01.2022). 15 Lange J. Rezension zu: «Dostojewski ist mein Freund» (Max Beckmann, Herbst 1914). Graphiken, Gemälde und Buchillustrationen zu Dostojewski in der deutschen Kunst zwischen 1900 und 1950. Altenburg, 1999; 72 S. // Journal für Kunstgeschichte. 2000. Heft 4. P. 376–378. 16 Walter Gramatté und Hamburg // Hamburger Kunsthalle, 27.11.2020 - 25.07.2021. URL: https://www.hamburger-kunsthalle.de/ausstellungen/walter-gramatte-und-hamburg (дата обращения: 18.01.2022). |
PDF-файл |