Название статьи

ДЭВИД БРЭДШОУ «РАЗУМ И СЕРДЦЕ В ПОНИМАНИИ ХРИСТИАНСКОГО ВОСТОКА И ЗАПАДА»

Автор/ы

Соколов И.А., Бедина Н.Н.

Сведения об авторе/авторах

Иван Александрович Соколов — магистрант по направлению «Культурология», Северный (Арктический) федеральный ун-т им. М.В. Ломоносова, наб. Северной Двины, д. 17, 163002 г. Архангельск, Россия.
E-mail: ivansok33@yandex.ru 

Наталья Николаевна Бедина — доктор культурологии, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, наб. Северной Двины, д. 17, 163002 г. Архангельск, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000‑0002‑1613‑4164
E-mail: bedina-nat@yandex.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2024

Номер журнала

Т. 73

Страницы

С. 18–46 

Дата поступления статьи

08.10.2023

Дата одобрения рецензентами

13.02.2024

Дата публикации

25.09.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-73-18-46

Индекс УДК

230.1 + 81‑26

Индекс ББК

86.37‑4 + 81.18

Статья «Разум и сердце в понимании христианского Востока и Запада» Дэвида Брэдшоу, современного американского богослова, философа, патролога, декана философского факультета университета Кентукки, написана в 2008–2009 гг. и была опубликована в журнале «Вера и философия: Журнал Общества христианских философов» (2009. Vol. 26, Iss. 5. Art. 10) [6]

Аннотация

Перейдя в осознанном возрасте из Протестантизма в Православие, Дэвид Брэдшоу начинает скрупулезно исследовать многогранное учение Православной церкви, одним из аспектов которого выступают богословско-философские категории разума и сердца. Как определяет сам философ, его исследовательский интерес сосредоточен на осмыслении параллелей и расхождений между грекоязычной (Восточной) и латиноязычной (Западной) ветвями христианства, а также между тремя великими монотеистическими традициями Средневековья — христианской, еврейской и исламской. Книга «Аристотель Восток и Запад: метафизика и разделение христианского мира» (2004), переведенная на русский язык в 2012 г., «рассматривает различия между Востоком и Западом через призму «энергии» — греческого термина, который лежит в основе как концепции Божественных энергий (на Востоке), так и концепции Бога как чистого акта (на Западе)» [30]. Последующие работы философа продолжили это сравнительное исследование в контексте таких богословских вопросов, как Божественная свобода, время и вечность, предопределение и избрание и пр. 

В статье «Разум и сердце в понимании христианского Востока и Запада» Дэвид Брэдшоу предпринимает попытку рассмотрения парадигмы Восточного и Западного понимания разума и сердца, начиная с их общих истоков в библейской и классической древности. Особое внимание в работе уделяется психосоматическому холизму библейского мироощущения, определенному мыслителем одновременно как центральное ядро и одно из условий взаимодействия разума и сердца в позиции Восточно-христианской церкви. Говоря об интерпретации разума и сердца в текстах Запада и Востока, философ подчеркивает важность коннотативного поля их восприятия, причем разная интерпретация понятий определяет уровень их релевантности. 

Актуализируя позицию Восточного христианства по отношению к телесному состоянию человека, Дэвид Брэдшоу говорит о внутренней зависимости холизма от концепции онтологического дуализма разума и сердца, что является весьма неожиданным с точки зрения традиционной западной философии. Тем не менее, исходя из логики развития восточно-христианской богословской мысли, такая зависимость представляется последовательной и убедительной. «Более того, — заканчивает свое размышление автор, — она дает реальную надежду на то, что разум и сердце не неизбежно противопоставлены друг другу, но в действительности могут быть воссоединены». 

Поскольку в тексте статьи Дэвида Брэдшоу в качестве иллюстрации используются многочисленные цитаты из Священного Писания и святоотеческих сочинений, при переводе нами было принято решение руководствоваться Синодальным переводом Ветхого и Нового Заветов, при приведении цитат из иных текстов пользоваться уже имеющимися переводами на русский язык. Ссылки на использованные издания отмечены в примечаниях.

Ключевые слова

Разум, сердце, Западное и Восточное христианство, холизм, дуализм, исихазм..

Список литературы

Исследования 

1 Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира/пер. с англ. А.И. Кырлежева, А.Р. Фокина. М.: Языки славянских культур, 2012. 383 с. 

2 Брэдшоу Д. Ум и сердце на христианском Востоке и Западе (пер. с англ. Д.К. Маслова) // Наука и человеческая природа: российская и западная перспектива = Science and Human Nature: Russian and Western Perspectives: мат. Междунар. конф., 6‑8 ноября 2008, Вако (США, шт. Техас)/под общ. ред. В.К. Шохина. М.: Изд-во ИФ РАН, 2009. С. 93–114. 

3 Archimandrite Ioanichie Balan Elder Cleopa of Sihastria. Lake George, Colorado: New Varatec Publ., 2001. 384 p. 

4 Archimandrite Ioanichie Balan Shepherd of Souls: Elder Cleopa the New Hesychast of Romania // Orthodox Word. 2000. 36. 2 (March). P. 61–78. 

5 Boyle Marjorie O’Rourke The Law of the Heart: The Death of a Fool [I Sam. 25] // Journal of Biblical Literature. 2001. № 120. P. 401–427. 

6 Bradshaw D. The Mind and the Heart in the Christian East and West // Faith and Philosophy. 2009. Vol. 26, Issue 5. P. 576–598. 

7 Butler D.C. Western Mysticism: the teaching of Augustine, Gregory and Bernard on contemplation and the contemplative life. N.Y.: Harper, 1966. LXII + 242 p. 

8 Cabassut A. Changement des Coeurs // Dictionnaire de Spiritualité. Paris: Beauchesne, 1953. Vol. 2. Col. 1046–1051. 

9 Doueihi M.A Perverse History of the Human Heart. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1997. IX + 172 p. 

10 Guillaumont A. Les sens des noms du Coeur dans l’antiquité // Le Coeur. Paris: Desclée de Brouwer, 1950. P. 41–81. 

11 Harris C.R. S. The Heart and the Vascular System in Ancient Greek Medicine, from Alcmaeon to Galen. Oxford: Clarendon Press, 1973. 474 p. 

12 Kallistos (Ware) Praying with the Body: The Hesychast Method and Non-Christian Parallels // Sobornost (incorporating Eastern Churches Review). New series. 1992. 14. 2. P. 6–35. 

13 Kallistos (Ware). The Jesus Prayer in St. Gregory of Sinai // Eastern Churches Review. 1972. 4. 1. P. 3–22. 

14 Kallistos (Ware). The Sacrament of Baptism and the Ascetic Life in the Teaching of Mark the Monk // Studia Patristica. 1972. № 10. P. 441–452. 

15 Louth A. Bernard and Afective Mysticism // The Influence of Saint Bernard/ed. B. Ward. Oxford: SLG Press, 1976. P. 2–10.

16 Meyendorf John. St. Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. Crestwood, N.Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1974. 184 p. 

17 Sellier Ph. Pascal et Saint Augustin. Paris: A. Colin, 1970. 645 p. 

18 Stewart С. Imageless Prayer and the Theological Vision of Evagrius Ponticus // Journal of Early Christian Studies. 2001. № 9. P. 173‑204. 

19 Rad G. von Wisdom in Israel. London: SCM Press, 1972. X + 330 p. 

20 Russell N. The Doctrine of Deiication in the Greek Patristic Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. XIV + 418 p. 

21 The Cambridge Companion to Aristotle/ed. Jonathan Barnes. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. XXV + 404 p. 

22 Williams M. The Sacred Heart in the Life of the Church. N.Y.: Sheed and Ward, 1957. 248 p. 

23 Wolf H.W. Antropology of the Old Testament. Philadelphia: Fortress Press, 1974. X + 293 p. 

Источники 

24 Блаженный Августин Аврелий Исповедь. М.: Дар, 2005. 546 с. 

25 Григорий Нисский, свт. О блаженствах. Слово 6 // Энциклопедия «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o-blazhenstvakh/#0_6 (дата обращения: 20.08.2024). 

26 Григорий Нисский, свт. Об устроении человека // Энциклопедия «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka/(дата обращения: 20.08.2024). 

27 Григорий Палама Триады в защиту священно-безмолвствующих: [перевод]/ [послесл. В. Вениаминова, С. 344‑381]. М.: Канон, 1995. 380, [3] с. 

28 Диадох Фотикийский Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного // Православная библиотека. URL: https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67850&ysclid=lfxvez 6ou6467522492 (дата обращения: 20.08.2024). 

29 Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/пер. М.Л. Гаспарова; ред. тома и авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1986. 570, [1] с. 

30 Личная страница Д. Брэдшоу // University of Kentucky College of Arts & Sciences. URL: https://philosophy.as.uky.edu/users/dbradsh (дата обращения: 20.08.2024). 

31 Локк Дж. Опыт о человеческом разуме/пер. с англ. [и предисл.] А.Н. Савина. М.: Тип.‑лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1898. 

32 Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. [Б. м.]: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991. 222 с. 

33 Преп. Макарий Египетский Духовные беседы. [Б. м.]: Изд-е Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. URL: https://litlife. club/books/134262/read?page=22&ysc lid=lffi0tmqua690192947 (дата обращения: 20.08.2024). 

34 Паскаль Б. Мысли/пер. с фр., вступ. ст., коммент. Ю.А. Гинзбург. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995. 480 с. (Памятники мировой литературы). 

35 Полн. собр. творений Платона: в 15 т./новый пер. под ред. С.А. Жебелева, Л.П. Карсавина, Э.Л. Радлова. СПб.: Academia, 1922. Т. 5: Пир; Федр/пер. и [введ.] С.А. Жебелева. [4], 174 с. 

36 Преподобный Григорий Синаит Творения/пер. еп. Вениамин (Милов). М.: Изд. Новоспасский монастырь, 1999. 159 с.

37 Творения аввы Евагрия: Аскет. и богослов. трактаты/пер. [с древнегреч.], вступ. ст. и коммент. А.И. Сидорова. М.: Мартис, 1994. 362, [2] с. 

38 Тит Лукреций Кар О природе вещей/пер. с латинского Ф. Петровского. М.: Худож. лит., 1983. 383 с. 

39 Франсуа де Ларошфуко Мемуары; Максимы/изд. подгот. А.С. Бобович, Э.Л. Линецкая, М.В. Разумовская, Н.Я. Рыкова. М.: Наука, 1971. 280 с. (Литературные памятники). 

40 A Patristic Greek Lexicon/ed. G.W. H. Lampe. Oxford: Clarendon Press, 1961. XLIX + 1570 p. 

41 Augustinus-Lexicon/ed. C. Mayer. Basel: Schwabe, 1986 —. 

42 Counsels from the Holy Mountain Selected from the Leters and Homilies of Elder Ephraim. Florence, Arizona: St. Anthony’s Greek Orthodox Monastery, 1999. 448 p. 

43 Cyril of Jerusalem and Nemesius of Emesa/ed. W. Teler. Philadelphia: Westminster Press, 1955. 466 p. (Library of Christian Classics, vol. 4). 

44 Diadoque de Photicé Oeuvres Spirituelles. Paris: Éditions du Cerf, 1955. 206 p. 

45 Die 50 Geistlichen Homilien Des Makarios/ed. H. Dörries, E. Klostermann, and M. Kroeger. Berlin: De Gruyter, 1964. LXVIII + 345 p. 

46 Encyclopedia Judaica: 16 vols. N.Y.: Macmillan, 1971. Vol. 8: He — Ir. N.Y.: IX p. + 1472 col. 

47 Hippocratic Writings/ed. G.E. R. Lloyd. N.Y.: Penguin, 1978. 380 p. 

48 Long A.A., D.N. Sedley. The Hellenistic Philosophers: 2 vols. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. Vol. 1: Translations of the principal sources with philosophical commentary. XV + 512 p. 

49 Monastic Wisdom: The Leters of Elder Joseph the Hesychast. Florence, Arizona: St. Anthony’s Greek Orthodox Monastery, 1998. 422 p. 

50 Nemesius of Emesa, De Natura Hominis/ed. M. Morani. Leipzig: Teubner, 1987. 183 р. 

51 Pseudo-Macarius: The Fifty Spiritual Homilies and the Great Letter/ed. and trans. G. Maloney. N.Y.: Paulist Press, 1992. XVIII + 298 p. 

52 Sancti Patris Nostri Nili Abbatis opera quae reperiri potuerunt omnia/Patrologia Græca Cursus Completus. Apud J.‑P. Migne, 1865. 1530 col. (PG 79) 

53 The Philokalia: The Complete Text Compiled by St. Nikodimos of the Holy Mountain and St. Makarios of Corinth: in 5 vols./ed. G.E. H. Palmer. London: Faber & Faber, 1998. Vol. 4. 468 p. 

54 Theological Dictionary of the New Testament: in 10 vols./ed. Gerhard Kittel, Gerhard Friedrich. Grand Rapids; MI: Eerdmans, 1966. Vol. 3: Θ — Κ. IX + 1102 p. Grand Rapids; MI: Eerdmans, 1969. Vol. 4: Λ — Ν. VIII + 1127 p. 

55 Theological Dictionary of the Old Testament: in 15 vols./ed. G. Johannes Boterweck et al. Grand Rapids; MI: Eerdmans, 1995. Vol. 7. XXV + 552 p.

PDF-файл

Скачать