Название статьи

ПОЭТИКА КАВКАЗА В ПЬЕСЕ Е.Л. ШВАРЦА «КЛАД»

Автор/ы

Завельская Д.А.

Сведения об авторе/авторах

Дарья Александровна Завельская — кандидат филологических наук, доцент, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры, Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000‑0002‑1783‑7080
E-mail: daralzav@gmail.com

Рубрика

Филологические науки

Год

2024

Номер журнала

Т. 74

Страницы

С. 146–155

Дата поступления статьи

22.05.2024

Дата одобрения рецензентами

22.06.2024

Дата публикации

29.12.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-74-146-155

Индекс УДК

82-1/-9

Индекс ББК

ШВ384

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые специфические художественные особенности пьесы Е.Л. Шварца «Клад», созданной еще в тот период, когда он не был драматургом-сказочником. Однако современники его, включая литераторов, критиков и театральных деятелей, находили в произведении черты, приближающие произведение к сказке. Отмечая эти отклики, стоит внимательно рассмотреть принципы создания художественного мира пьесы, во многом основанной на романтических мотивах и романтической традиции «кавказского текста» и «кавказского мифа» в русской литературе. Используя эти понятия, в произведении можно проанализировать ключевые элементы романтической художествен‑ ной модели и ее трансформацию с учетом детской аудитории и особенностей эпохи. Особое внимание обращено на создание условного художественного мира, в котором конкретные географические приметы сочетаются с «историческими» фамилиями обыкновенных героев и обобщенными элементами местного колорита. Интерес представляет, в частности, своеобразное использование «казачьих» образов и мотивов. Казак по имени Иван Грозный воплощает в себе образ загадочного и пугающего героя, дружественного дикой природе. Председатель колхоза исполняет фольклорную казачью песню, где горец Алибек назван атаманом. Выдвигается гипотеза о возможном аналоге подобной песни, которую Шварц мог слышать, когда жил и учился в Майкопе, а затем использовал как основу для стилизации.

Ключевые слова

Шварц, Кавказ, кавказский текст, кавказский миф, драматургия, романтизм, традиция, литературная модель.

Список литературы

Исследования

Багратион-Мухранели И.Л. Кавказ как утопия русской классической литера­туры // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 9 (150). С. 83–87.

Белецкая Е.М., Великая М.В. Исторические песни линейных казаков Терека и Кубани (дореволюционный период). Армавир: Изд-во Армавирского государ­ственного педагогического университета, 2016. 192 с.

Биневич Е.Л. Евгений Шварц. Хроника жизни. СПб.: Петрополис, 2008. 635 с.

Гутов А.М. К типологии младшего эпоса адыгов// Вестник Адыгейского госу­дарственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2018. Вып. 3 (222). С. 115–121.

Гутов А.М. Локальный фольклор в системе традиционной культуры адыгов (черкесов) // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, № 2. С. 264–279. https://doi.org/10.224 55/2500‑4247‑2022‑7‑2‑264‑279

Мы знали Евгения Шварца. Л.; М. Искусство, 1966. 230 с.

Соколова А.Н. Жанровая трансформация в музыкальном фольклоре (на примере «Молитвы Шамиля») // Вестник Санкт-Петербургского уни­верситета. Серия: Искусствоведение. 2019. Т. 9, вып. 1. С. 30–45. https:// doi.org/10.21638/spbu15.2019.102

Степанова Т.М., Аутлева Ф.А. Кавказские впечатления в документальном насле­дии Е.Л. Шварца // Евгений Шварц и проблемы развития отечественной литера­туры ХХ века. Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 2021. С. 67–71.

Степанова Т.А., Аутлева Ф.А. Лирический театр Евгения Шварца и его «кав­казская» пьеса «Клад» // Евгений Шварц и проблемы развития отечественной литературы ХХ века. Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 2021. С. 71–77.

Хагожеева Л.С. Нравственно-этический кодекс уэркъ хабзэ в адыгской народ­ной афористике // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. 2019. № 3 (42). С. 216–222.

Ходанен Л.А. Культурный концепт «Кавказ» и его текстообразующая роль в твор­честве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова // Сибирский филологический жур­нал. 2015. № 4. С. 47–56. https://doi.org/10.17223/18137083/53/6

Шварц Е.Л. Собр. соч.: в 5 т. М.: Книжный клуб книговек, 2010. Т. 1. 400 с.

Шульженко В.И. «Кавказский текст» русской литературы: границы описания и парадоксы восприятия // Известия Дагестанского государственного педагоги­ческого университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2017. Т. 11, № 1. С. 104–108.

PDF-файл

Скачать