Название статьи

МОТИВ «ВСТРЕЧИ С ВРАГОМ» В ФРЕЙМОВОЙ СТРУКТУРЕ КОНЦЕПТА «ВРАГ» (на материале текстов отечественной военной прозы)

Автор/ы

В. С. Ковалева

О. Е. Похаленков

Сведения об авторе/авторах

Валентина Сергеевна Ковалева — кандидат филологических наук, доцент, Смоленский государственный университет, ул. Пржевальского, д. 4, 214000 г. Смоленск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2643-0549. E-mail: vaseko58@mail.ru

Олег Евгеньевич Похаленков — доктор филологических наук, доцент, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, ул. Степана Разина, д. 26, 248023 г. Калуга, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1573-2728. E-mail: olegpokhalenkov@rambler.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2020

Номер журнала

Т. 57

Страницы

С. 131-138

Дата поступления статьи

17.07.2019

Дата публикации

28.09.2020

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-131-138

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)6

Аннотация

В статье на примере текстов отечественной военной прозы предложен возможный анализ художественного мира прозаического произведения посредством выделения фреймовой структуры концепта «враг». Под концептом понимается многоуровневое образование, в структуре которого выделяется несколько слоев. В представленной работе особое внимание уделяется ассоциативному и образному слоям. С опорой на базовое значение фрейма — последовательность нескольких эпизодов во времени — анализируются эпизоды с признаком движения, развития. Исходя из положения, что в художественном произведении фреймы представляют собой комплекс фабульных (повествовательных) мотивов, авторами рассмотрена реализация мотива «встречи с врагом» в фреймовой структуре концепта «враг» на уровне мотивной системы и системы персонажей. Основное значение фреймовой структуры концепта «враг» — военный противник — в развитии мотива «встречи с врагом» трансформируется в значение идеологического врага, т. е. врага, который не несет опасности вне поля брани. В текстах отечественной военной прозы в структуре концепта «враг» мотив «встречи с врагом» реализуется в двух направлениях: в одном происходит трансформация значения военный противник в значение идеологический враг — в большей степени это касается произведений, повествующих о войнах, предшествовавших Второй мировой; в другом направлении подобной трансформации не происходит — такова в основной массе проза писателей-фронтовиков, создававших свои произведения во второй половине ХХ в.

Ключевые слова

отечественная военная проза, мотив, фрейм, концепт, встреча с врагом, военный противник, идеологический враг.

Список литературы

1 Васильев Б. Л. А зори здесь тихие. Повесть // Васильев Б. Л. Собр. соч.: в 8 т. Смоленск: Траст-Имаком; Русич, 1994. Т. 1. С. 203–297. Т. 4. С. 39–544.

2 Гаршин В. М. Избранные рассказы // Royallib.com. URL: https://royallib.com/book/garshin_vsevolod/chetire_dnya.html/ (дата обращения: 19.02.2016). 

3 Короленко В. Г. Книга об отце. Ижевск: Удмуртия, 1968. 382 с.

4 Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 152 с.

5 Попова З. Д. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. 314 с.

6 Тарасова И. А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов: Изд-во СГУ, 2003. 280 с.

7 Толстой Л. Н. Севастопольские рассказы // Royallib.com. URL: https://royallib.com/book/tolstoy_lev/sevastopolskie_rasskazi.html/ (дата обращения: 19.02.2016). 

8 Толстой Л. Н. Война и мир // Толстой Л. Н. Собр. соч.: в 12 т. М.: Правда, 1987. Т. 4. 541 с.

9 Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1988. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка. С. 52–93.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации