Название статьи

МОНОЛОГИ В ДИВЕРТИСМЕНТАХ И АНТРАКТАХ ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЫ XIX В.

Автор/ы

Е. А. Сариева

Сведения об авторе/авторах

Елена Анатольевна Сариева — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, Козицкий переулок, д. 5, 125009 г. Москва, Россия; доцент, Российский институт театрального искусства — ГИТИС, Малый Кисловский пер., д. 6, 125009 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000–0002–2883–773X. E–mail: easarieva@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2020

Номер журнала

Т. 56

Страницы

С. 202–212

Дата поступления статьи

03.03.2019

Дата публикации

28.06.2020

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-202-212

Индекс УДК

792.7+792.071

Индекс ББК

85.36 + 85.33(2)52

Аннотация

В статье прослеживаются процессы утверждения в антрактах и дивертисментах разговорных жанров эстрады, в частности, монологов. В начале XIX в. дивертисменты и антракты в императорских театрах становятся явлениями устоявшимися. Участие в антрактах и дивертисментах артистов драматической сцены расширило жанровую палитру в направлении разговорной эстрады. Тексты для исполнения черпались из текущего театрального репертуара и приспосабливались для эстрадного исполнения. Основоположником всех разговорных жанров на русской концертной эстраде исследователи считают М. С. Щепкина, который первым стал исполнять в антрактах и дивертисментах монологи из комедий и водевилей. В статье рассматривается исполнение М. С. Щепкиным, а вслед за ним и другими артистами, монолога Барона из трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь». В исполнении стихотворных монологов особую трудность представляло сохранение поэтической формы и естественности актерской игры. В антрактах и дивертисментах исполнялись также «малые формы» большой литературной прозы. Исполняя монологи, артист вступал в новые, непосредственные отношения со зрительным залом и на себе чувствовал силу прямой связи «автор – актер – зритель». Артистам приходилось импровизировать текст, наделять новыми чертами своих персонажей и тем самым приближать их к зрителю. Отмечается, что исполнение монологов в «антрактах» и «дивертисментах» не выходило за театральные рамки, использовался театральный костюм и грим. Впоследствии монологи перешли в концертную практику как самостоятельный жанр разговорной эстрады.

Ключевые слова

дивертисмент, антракт, эстрада, разговорный жанр, театр, Щепкин, Мочалов, Андреев-Бурлак, Самарин, Пушкин, Гоголь.

Список литературы

1 Альбом с серией фотопортретов актера в образе Поприщина из «Записок сумасшедшего». СПб.: Тип. министерства путей сообщения, фотограф К. А. Шапиро, 1883. 30 c. + 15 л.

2 А. Ж. Московские гости в Казани. Щепкин // Москвитянин. 1841. № 8.
С. 546–547.

3 Белинский В. Г. Русский театр в Петербурге // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 8. 728 c.

4 Гиляровский В. А. Бурлаки // Iknigi.net. URL: https://iknigi.net/avtor-vladimir-gilyarovskiy/27074-burlaki-vladimir-gilyarovskiy/read/page-1.html (дата обращения 17.02.2018)

5 R (Гнедич П. П.). Театр г-жи Горевой и Московское Общество искусства и литературы // Артист. 1890. № 6. С. 119–120.

6 Гоголь в неизданной переписке современников (1833–1853) // Литературное наследство. М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 58. 1055 с.

7 Дурылин С. Н. Чтецы Пушкина // Красная новь. 1937. № 1. C. 206–222.

8 Киреевский П. В. Песни, собранные П. В. Киреевским. М.: Университетская тип. (Катков и Ко), 1874. Ч. 3. Вып. 10. 495 с. 

9 Николай Коровкин. Московский театр // Северная пчела. 1841. № 91. С. 362–363.

10 Костин В. Новые работы Н. В. Кузьмина // Искусство книги 1958–1960. Вып. 3. 1962. Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей // Oldserdobsk.ru. URL: http://www.oldserdobsk.ru/1000/035/1035021.html (дата обращения 12.01.2018).

11 Кублицкий М. Е. Павел Степанович Мочалов // Русский архив. 1875. Кн. 3. № 12. С. 484–494. 

12 Кузнецов Е. М. Иван Федорович Горбунов. Л.: ВТО, 1947. 112 с.

13 Леткова-Султанова Е. О Ф. М. Достоевском. Из воспоминаний // Звенья. М.: Academia, 1932. Т. 1. C. 459–477.

14 Морозов М. М. Василий Николаевич Андреев-Бурлак. М.; Л.: Искусство, 1948. 42 с.

15 Нетанов П. Вечер 4 июля в лагере при с. Красном // Москвитянин. 1851. № 18. С. 117–120. 

16 Поливанов Л. И. Русский александрийский стих. Произношение рифмованных стихов артистами // Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество. В 2 т. М.: Искусство, 1984. Т. 2. 479 с. 

17 Стасов В. В. Иллюстрация к «Запискам сумасшедшего» // Стасов В. В. Собр. соч.: в 4 т. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1894–1906. Т. 3. 1792 стб.

18 Фельдман О. М. Жизнь М. С. Щепкина в документах и воспоминаниях // Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество. В 2 т. М.: Искусство, 1984. Т. 1. 431 с.

19 Фельетон // Северная пчела. 1847. № 19. С. 73–74. 

20 Фельетон // Северная пчела. 1847. № 23. С. 89–91. 

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации