Название статьи |
ДУХОВНЫЙ РЕАЛИЗМ КАК ЕДИНСТВО СЕКУЛЯРНОГО И САКРАЛЬНОГО В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ИЕРОМОНАХА РОМАНА (МАТЮШИНА-ПРАВДИНА) |
Автор/ы |
В. В. Волков Н. В. Волкова |
Сведения об авторе/авторах |
Валерий Вячеславович Волков — доктор филологических наук, профессор, Тверской государственный университет, ул. Желябова, д. 33, 170100 г. Тверь, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9278-7247 E-mail: volk7valery@yandex.ru Наталья Васильевна Волкова — кандидат филологических наук, доцент, Тверской государственный университет, ул. Желябова, д. 33, 170100 г. Тверь, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4414-7322 E-mail: volknat@mail.ru |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 63 |
Страницы |
С. 234–246 |
Дата поступления статьи |
20.01.2020 |
Дата одобрения рецензентами |
14.12.2020 |
Дата публикации |
28.03.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-63-234-246 |
Индекс УДК |
821.161.1.0 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос-Рус)7 |
Аннотация |
Предмет данной статьи — поэтическое творчество иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина). Авторы рассматривают одну из особенностей религиозно-эстетической системы поэта — художественный метод духовного реализма. Под термином духовный реализм понимается облечение христианских идеалов и сакральной реальности в художественную форму. В художественном дискурсе духовного реализма одновременно реализуются две главные модальности: 1) секулярная (видимый мир); 2) сакральная (скрытая духовная реальность). Как в первом, так и во втором случае поэт свидетельствует о Божием всеприсутствии. Божье присутствие во всем, что нас окружает, лично ощущается поэтом, и это переживание составляет основу его творчества, является главным источником поэтического вдохновения. В статье показано, что «секулярное» и «сакральное» — семантические окраски лексем, которые фиксируют, во-первых, разнонаправленные аспекты русской языковой личности (религиозно-мистический и обыденный, «мирской»), во-вторых, основывающиеся на этих аспектах значения лексем, связанные с их принадлежностью нецерковной, «мирской» — и церковно-религиозной сферам. Для адекватного восприятия, понимания и интерпретации лирики иеромонаха Романа необходимо специально внимание к значениям и смыслам полисемичных лексем и словосочетаний, использующихся в соотносительных, но существенно различающихся значениях и смыслах, с одной стороны, в секулярном, сугубо мирском, «светском» варианте русского литературного языка, с другой стороны, в его церковнославянской огласовке, отображающей реальности православного христианского миросозерцания. |
Ключевые слова |
иеромонах Роман (Матюшин-Правдин), церковнославянизмы, секулярное, сакральное, православное миросозерцание, духовная поэзия, духовный реализм, мотив двоемирия. |
Список литературы |
1 Волков В. В., Волкова Н. В. «Ренессанс русской литературы»: национальный менталитет и литература духовного реализма в преподавании русской словесности // Вестник ТвГУ. Серия: Филология. 2017. № 3. С. 147–157. 2 Волков В. В., Волкова Н. В. Три лирических героя в поэтическом творчестве иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) // Вестник ТвГУ. Серия: Филология. 2018. № 1. С. 9–20. 3 Генченкова М. В. Смысловые грани поэзии иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) в контексте современного композиторского творчества // Вестник славянских культур. 2018. Т. 50. С. 328–337. 4 Гордиенко Н. Литургизация пейзажа в произведениях С. А. Есенина и иеромонаха Романа (Матюшина) // Современное есениноведение. 2007. № 7. С. 110–115. 5 Достоевский Ф. М. Записи литературно-критического и публицистического характера из записной тетради 1880–1881 гг. // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1984. Т. 27. С. 42–87. 6 Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М.: Издат. отдел Московского патриархата, 1993. 1120 с. 7 Еремин А. В. Православные доминанты русской культуры в эпоху глобализации на рубеже XX–XXI вв.: опыт трансдисциплинарных исследований // Вестник славянских культур. 2019. Т. 54. С. 101–113. 8 Кондратьева О. Н. Религиозная метафорика в художественном дискурсе // Вестник ТГПУ. 2016. № 7 (172). С. 21–26. 9 Новейший большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2008. 1536 с. 10 Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 272 с. 11 Роман (Матюшин), иером. Единственная Радость. СПб.: Пальмира, 2017. 207 с. 12 Роман (Матюшин), иером. Последний снег. СПб.: Пальмира, 2017. 254 с. 13 Русские писатели о языке. Л.: Учпедгиз, 1954. 460 с. 14 Седакова О. А. Церковнославяно-русские паронимы. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005. 432 с. 15 Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры. М.: Астрель, 2008. 447 с. 16 Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота: в 9 т. СПб.: Императорская АН, 1866. Т. 3. 784 с. 17 Степанян К. А. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. СПб.: Крига, 2010. 400 с. 18 Тургенев И. С. Собр. соч.: в 12 т. М.: Худож. лит., 1956. Т. 8. 612 с. 19 Тютчев Ф. И. Стихотворения. М.: Худож. лит., 1986. 287 с. 20 Церковнославянский словарь / сост. прот. А. Свирелин. М.: Даръ, 2016. 384 с. |
PDF-файл |