Название статьи |
ПЬЕСА ГРИГОРИЯ ГОРИНА «ПРОЩАЙ, КОНФЕРАНСЬЕ!» И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НА КРЫМСКОЙ СЦЕНЕ |
Автор/ы |
В. И. Гуменюк |
Сведения об авторе/авторах |
Виктор Иванович Гуменюк — доктор филологических наук, профессор, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, пер. Учебный, д. 8, 295015 г. Симферополь, Крым. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7636-7445. E-mail: olvimy@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2021 |
Номер журнала |
Т. 60 |
Страницы |
С. 249–260 |
Дата поступления статьи |
09.03.2020 |
Дата публикации |
28.06.2021 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-60-249-260 |
Индекс УДК |
821.161.1.0 + 7.091.5 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)7 + 85.334.3(2)7 |
Аннотация |
В статье рассматривается художественная специфика, в частности жанрово-стилевое своеобразие, образная система, композиционная структура пьесы «Прощай, Конферансье!», принадлежащей перу одного из ведущих представителей русской драматургии второй половины ХХ в. Григорию Горину. Отмечается поверхностность суждений об этой пьесе как эскизной и недостаточно драматичной. За постмодерной мозаичностью ее композиции четко просматривается продуманная концептуальная структура, проявляющаяся прежде всего в своеобразной системе персонажей. В центре этой системы — фигура главного героя, что, в общем, вполне традиционно. Но этот герой не просто главный — он, в частности благодаря своей профессии, как бы возвышается над непосредственно представленными событиями, вследствие чего в пьесе создается иллюзия рассказа о них со сцены зрителям — современникам героя, а сквозь эту призму и присутствующим в зале. Такая двухмерность требует от исполнителя этой роли способности быстро и непринужденно переключаться из системы переживания на систему брехтовского игривого отчуждения, а то и находиться одновременно в этих двух системах. Наряду с главным героем и ведущими персонажами, принимающими существенное участие в драматических коллизиях, выразительными штрихами обозначаются довольно многочисленные второстепенные и эпизодические фигуры. Между разными категориями персонажей отсутствуют резкие грани. Вследствие такого композиционного мерцания особую жизненную убедительность, своеобразную стереоскопичность приобретает в пьесе образ народа, которому выпало преодолевать тяжелейшие испытания и невзгоды в довоенное и военное время. Авторское жанровое определение «пьеса-концерт» подчеркивает нестандартность художественной структуры произведения. Вместе с тем пьесе присущи жанровые черты социально-психологической лироэпической драмы, в которой весьма ощутимо трагедийное звучание. |
Ключевые слова |
Григорий Горин, «Прощай, Конферансье!», драма, театр, поэтика, система персонажей, композиция. |
Список литературы |
1 Белинский В. Г. О драме и театре: в 2 т. М.: Искусство, 1983. 936 с. 2 Безумнова К. «Жизнь — это не приговор, и надо уметь ей радоваться…»: премьера в Крымском академическом украинском театре // Крымская газета. 2014. 16 мая. С. 4. 3 Головчинер В. Е. «Горина надо осмыслить как нашу закономерность» // Неординарные формы русской драмы ХХ столетия: межвуз. cб. научн. тр. / отв. ред. Ю. В. Бабичева // Вологодская областная универсальная научная библиотека. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/bab/ich/babicheva_y_v/7.htm (дата обращения: 24.01.2020). 4 Горин Г. Прощай, Конферансье: спектакль-концерт в 2 действиях. Крымский академический украинский музыкальный театр / режиссер-постановщик В. Косов, дирижер В. Климов, сценограф Л. Махтеева, художник по костюмам Г. Петкевич, хореограф А. Гоцуленко [программа спектакля]. Симферополь: [Городская типография], 2014. 4 с. 5 Горин Г. Тот самый Мюнхгаузен: пьесы. Екатеринбург: [б. и.], 2005. 656 с. 6 Мещанский А. Ю. Пьеса Г. Горина «Чума на оба ваши дома» в литературно-текстовом пространстве // Альманах современной науки и образования: в 2 ч. Тамбов: Грамота, 2008. Ч. 1. С. 127–131. 7 Московский академический театр сатиры. Григорий Горин. Прощай, конферансье! Спектакль-концерт. Премьера состоялась 28 декабря 1984 // Московский академический театр сатиры. URL: https://satire.ru/proschay-konferansie (дата обращения: 28.05.2020). 8 Пальчиковский С. Тру-ля-ля. Мадам и месье. Взрыв. Война. Конферансье // Первая Крымская. 2014. 16 мая. С. 22. |
PDF-файл |