Название статьи
|
СОВРЕМЕННАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ФЕНОМЕНА ПЕШЕГО ПАЛОМНИЧЕСТВА В РУССКОЙ И ИСПАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ
|
Автор/ы
|
Е. С. Пак
|
Сведения об авторе/авторах
|
Елена Сергеевна Пак — кандидат культурологии, доцент, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129227 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9361-0390
E-mail: llenura2013@mail.ru
|
Рубрика
|
Теория и история культуры
|
Год
|
2023
|
Номер журнала
|
Т. 70
|
Страницы
|
С. 127–139
|
Дата поступления статьи
|
17.10.2023
|
Дата одобрения рецензентами
|
20.10.2023
|
Дата публикации
|
25.12.2023
|
Индекс DOI:
|
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-70-127-139
|
Индекс УДК
|
008
|
Индекс ББК
|
71.4
|
Аннотация
|
В статье впервые дается сравнительный анализ двух социокультурных традиций — испанской Дороги Иакова и русского Великорецкого крестного хода. Основанием для сравнения послужили фактор древности обоих этих явлений, их сходство по смысловым характеристикам. Обе традиции автор относит к категории многодневного пешего паломничества с учетом специфики обрядово-технической стороны каждой. Автор выделяет такие общие характеристики, как хождение, рефлексия, антиномия «уединение-взаимодействие», и различия, связанные в том числе с климатическими нюансами. Актуальность связана с тематикой народного объединения и патриотизма. В центре обеих традиций стоят непреходящие ценности: духовное осмысление жизни, объединение с другими людьми, взаимовыручка в испытаниях. Компонент патриотизма отражен в исторической составляющей обеих практик: апостол Иаков — покровитель Испании, символ победы и освобождения, а Святитель Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых русского народа. Оба феномена способствуют консолидации общества не только в рамках конкретной этнокультурной и религиозной группы, но несут созидательный элемент на уровне всего общества в целом. Традиция православных многодневных крестных ходов находится в процессе развития, и опыт сравнения с аналогичной традицией в иной этнокультурной реальности помогает высветить ряд моментов, которые могут быть усовершенствованы. Так или иначе, такое явление, как многодневные крестные ходы, заслуживает внимания не только с точки зрения религиозного обряда, но и на уровне общекультурной традиции.
|
Ключевые слова
|
пешее паломничество, социокультурная традиция, многодневный крестный ход, Дорога Святого Иакова, Великорецкий крестный ход.
|
Список литературы
|
Исследования
1 Айхенвальд Ю. А. Дон Кихот на русской почве. N.Y.: Chalidze, 1982. 363 с.
2 Багно В. Е. «Дон Кихот» в России и русское донкихотство. СПб.: Наука, 2009. 226 с.
3 Брояковский С. С. Крестные ходы и их значение. 2-е изд., доп. Киев: Тип. Н. А. Гирич, 1901. 25 с.
4 Дорога в рай: Великорецкий крестный ход: все о крестных ходах / [сост. С. Н. Котельников, Д. Г. Иванов]. Владимир: МЕТРОНОМ, 2006. 158 с.
5 Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Иаков Зеведеев // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/days/sv-iakov-zevedeev (дата обращения: 20.09.2023)
6 Житенев С. Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М.: Индрик, 2012. 259 с.
7 Запека О. А., Береснева Ж. А. Диалог культур в контексте русского литературного путешествия // Вестник славянских культур. 2019. Т. 54. С. 35–42.
8 Измоденова А. С. Своеобразие художественного конфликта в философской лирике Мигеля де Унамуно: концепция Агониста и Странника // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 3. С. 501—508. DOI 10.22363/2312-9220-2017-22-3-501-508
9 История православного паломничества // Журнал Фома. URL: https://foma.ru/istoriya-pravoslavnogo-palomnichestva.html (дата обращения: 20.09.2023)
10 Канайкина Е. А. Этико-философский анализ нравственных систем православия, католичества и протестантизма: дис. ... канд. философ. наук. Саранск, 2007. 163 с.
11 Коненкова А. К. Духовное странничество как феномен русской культуры конца XIX — начала XX вв. и его отражение в творчестве Б. М. Кустодиева и С. Т. Коненкова // Религиоведение. 2007. № 2. С. 155–168.
12 Корженко О. М., Реш О. В. Символика дороги в русской традиции // Modern Science. 2020. № 10-1. С. 18-26.
13 Меньшиков Г. Г. Крестный ход как форма консолидации и духовно-нравственного единения общества // Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований. СПб.: Тип. Любавич, 2017. С. 114–122.
14 Православный словарь от а до я // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/krestnyj-xod (дата обращения: 20.09.2023)
15 Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. Мн.: Книжный дом, 2007. 960 с.
16 Чистяков П. Г. Почитание местных святынь в советское время: паломничество к источнику в Курской Коренной пустыни в 1940–1950-е годы // Религиоведение. 2005. № 4. С. 135–149.
17 Южанина Т. Когда перенесли икону в Хлынов? // Великорецкий крестный ход. 2015. № 1 (2). 2015. С. 12–16.
18 Yudin M. V. The State Information Policy as Condition for the Formation of Social Competences of Student (Case-Study: Higher Schools of Tourism) // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 32. № 30. P. 32–34.
Источники
19 Артеев М. В. Паломничество в Сантьяго де Компостелла // Труды преподавателей и выпускников Воронежской Православной Духовной Семинарии. 2011. № 4–5. С. 83–100.
20 Баева Л. Крестный ход — школа жизни // Вятский епархиальный вестник. 2019. № 5 (379). С. 4–5.
21 Байдурова О. Мечты сбываются // Вятский епархиальный вестник. 2017. № 12 (362). С. 10–11.
22 Балыбердин А. Г. Великорецкие чудеса. Издательские решения. 2017. 100 с.
23 Бойко К. Камино-де-Сантьяго: идем главным пешеходным маршрутом Португалии //. URL: https://34travel.me/post/camino-de-santiago (дата обращения: 20.09.2023).
24 Воздушный крестный ход против коронавируса в Казани // Аргументы и факты. 3.04.2020. URL: https://aif.ru/society/gallery/vozdushnyy_krestnyy (дата обращения: 20.09.2023)
25 Волгоградские священники совершили воздушный крестный ход // БФМ.РУ. 5.04.2023. URL: https://www.bfm.ru/news/440645 (дата обращения: 20.09.2023).
26 Дорога на Сантьяго-де-Компостелу // Вокруг света 12.10.2006. URL: https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1227/ (дата обращения: 20.09.2023)
27 Иванов Н. Паломники отправились на Великую // Кировская правда 4.06.2019. № 42 (25977). С. 2.
28 Крестные ходы России. Сборник. М.: Издательский дом Комсомольская правда. 2017. 448 с.
29 Рохлин А. Как я ходил в Великорецкий крестный ход в эпоху короновируса // Журнал Фома. URL: https://foma.ru/kak-ja-hodil-na-velikoreckij-krestnyj-hod-v-jepohu-koronavirusa.html (дата обращения: 20.09.2023)
30 Чернова-Дресвянникова Н. Небесный крестный ход // Вятский епархиальный вестник. 2017. № 12 (362). С. 8–9.
31 Южанина Т. За светом Христовым // Великорецкий крестный ход: федеральный православный журнал. 2015. № 1 (2). 2015. С. 20–21.
32 A solas con el nuevo Camino de Santiago // El País. URL: https://elpais.com/revista-de-verano/2021-08-09/a-solas-con-el-nuevo-camino-de-santiago.html?rel=buscador_noticias (дата обращения: 20.09.2023)
33 El Camino de Santiago. Ficción y realidad // El País. URL: https://elpais.com/cultura/2021-07-25/el-camino-de-santiago-ficcion-y-realidad.html?rel=buscador_noticias (дата обращения: 20.09.2023)
34 Los valores del Camino de Santiago // Blog. Vive el Camino. URL: https://vivecamino.com/valores-del-camino-de-santiago-no-607/ (дата обращения: 20.09.2023)
35 Oficina de acogida al peregrino. URL: https://oficinadelperegrino.com/en/statistics/ (дата обращения: 20.09.2023)
|
PDF-файл
|
Скачать
|