Название статьи |
В. Я. БРЮСОВ И СИНТЕЗ ИСКУССТВ (О РАБОТЕ НАД ИЗДАНИЕМ РОМАНА «ОГНЕННЫЙ АНГЕЛ») |
Автор/ы |
Н. А. Дровалева |
Сведения об авторе/авторах |
Наталия Алексеевна Дровалева — старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; аспирант кафедры теории литературы филологического факультета, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1095-2991. E-mail: n.drovaleva@mail.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 57 |
Страницы |
С. 72-85 |
Дата поступления статьи |
29.04.2020 |
Дата публикации |
28.09.2020 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-72-85 |
Индекс УДК |
008+ 821.161.1.0 |
Индекс ББК |
71 + 83.3(2Рос=Рус)53 + 85 |
Аннотация |
Статья посвящена визуальной составляющей в прижизненном издании романа В. Я. Брюсова «Огненный ангел» (1909). Задача настоящей статьи — охарактеризовать работу Брюсова со словом и графикой в произведении с учетом синтетических взглядов на книгу как особую двоякую сущность, внешний вид и структура которой неотделимы от содержания. Идея взаимообогащения искусства слова и живописи — одна из ключевых в художественном сознании писателей XX в., искомое соединение, из которого органически вырастает качественно новая и самоценная техника, рождающая искомый язык нового видения мира и понимания художественного творчества. В результате анализа особенностей избираемой Брюсовым техники изображений, помещенных в издании, а также тщательной работы писателя с портретными характеристиками героев в тексте, автор статьи приходит к выводу о том, что привлечение различных материалов дает возможность использовать «материальные метафоры» для вступления в полилог с текстом произведения в связи с многочисленными стилями, темами и областями чувств. Осознанно и неосознанно Брюсов соединяет особенности языков разных видов искусств, в результате чего прокладывает дорогу к новому искусству, о котором он писал во вступительных строках к статье о К. Д. Бальмонте «Будем как солнце!». |
Ключевые слова |
синтез искусств, книгоиздание, символизм, гравюра, костюм, В. Я. Брюсов, «Огненный ангел». |
Список литературы |
1 Барковская Н. В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1996. 285 с. 2 Баршт К. А. О типологических взаимосвязях литературы и живописи (на материале русского искусства ХIХ в.) // Русская литература и изобразительное искусство ХVIII – начала ХХ в. Собр. научн. тр. Л.: Наука, 1988. С. 5–48. 3 Блок А. А. Собр. соч.: в 8 т. М.; Л.: Гослитиздат, 1962. Т. 6. 556 с. 4 Брюсов В. Я. Огненный ангел. М.: Скорпион, 1909. 374 с. 5 Брюсов В. Я. Собр. соч.: в 7 т. М.: Худож. лит., 1974. Т. 4. 350 с. Т. 6. 651 с. 6 Герчук Е. Ю. Архитектура книги. М.: IndexMarket, 2011. 206 с. 7 Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. М.: РИП-холдинг, 2013. 316 с. 8 Динерштейн Е. А. Апология книге // Российское книгоиздание (конец XVIII–XX в.). М.: Наука, 2004. С. 11–21. 9 Завадская Е. В. Хорхе Луи Борхес о книге как о феномене культуры // Книга. Исследования и материалы. М.: Книга, 1991. Сб. 62. С. 212–221. 10 Иоффе Д. Жизнетворчество русского модернизма sub specie semioticae. Историографические заметки к вопросу типологической реконструкции системы жизнь — текст // Критика и семиотика. Новосибирск; М.: Изд-во НГУ, 2005. Вып. 8. С. 126–179. 11 Корецкая И. В. Литература в кругу искусств // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х гг.). М.: ИМЛИ РАН, 2000. Кн. 1. С. 131–190. 12 Корецкая И. В. Литература в кругу искусств: полилог в начале XX в. М.: ИВИ РАН, 2001. 294 с. 13 Лещинский А. А. Основы графики: учебн. пособ. Гродно: Изд-во ГрГУ, 2003. 194 с. 14 Мазаев А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: Наука, 1992. 324 с. 15 Нессельштраус Ц. Г. Первые европейские иллюстрированные книги (издания Альбрехта Пфистера в Бамберге) // Книга и графика: сб. ст. М.: Наука, 1972. С. 78–88. 16 Пахомов В. В. Книжное искусство: в 2 кн. М.: Искусство, 1962. Кн. 2. 432 с. 17 Толстых Г. А. Книготворческие взгляды русских поэтов-символистов // Книга. Исследования и материалы. М.: Книга, 1994. Сб. 68. С. 209–229. 18 Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Сов. художник, 1988. 588 с. 19 Чудецкая Е. В. Огненный ангел // Брюсов В. Я. Собр. соч.: в 7 т. М.: Худож. лит., 1974. Т. 4. С. 341–349. 20 Шапошников М. Б. П. С. Соловьева. В. Я. Брюсов. М. А. Волошин. А. А. Блок. А. Белый. Кочевники красоты. М.: БОСЛЕН, 2016. 240 с. 21 Hottenroth F. Deutsche Volkstrachten, städtische und ländliche, vom XVI. Jahrhundert an bis zum Anfange des XIX. Jahrhunderts. Volkstrachten aus West- und Nordwest-Deutschland. 2. Auflage. Frankfurt am Main: Verlag von Heinrich Keller, 1923. 218 p. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|