Название статьи |
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ МИРА |
Автор/ы |
Н. С. Жиртуева |
Сведения об авторе/авторах |
Наталья Сергеевна Жиртуева — доктор философских наук, доцент, Институт общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, ул. Университетская, д. 33, 299053 г. Севастополь, Россия. E-mail: zhr_nata@bk.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 53 |
Страницы |
С. 102–114 |
Дата поступления статьи |
12.10.2018 |
Дата публикации |
28.09.2019 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71.4 |
Аннотация |
Интерес современной гуманитарной науки к мистическому феномену является неслучайным. Во все времена мистицизм воспринимается как самая сокровенная часть религии, квинтэссенция религиозного опыта. Исследование проводится на основе компаративного анализа мистических традиций мира, который дает возможность выявить их универсальные и индивидуальные особенности. Автор выделяет два основных типа мистики ― имманентный и трансцендентно-имманентный, которые по-разному рассматривают сущность Абсолютной реальности. Каждый из них сформировал определенный образ женщины и ее роли в мистической практике. Имманентный мистицизм лишен представлений о сверхъестественном Абсолюте. Женщина здесь рассматривается как проявление материального мира, как его квинтэссенция, выраженная в материнском начале. Отношение к женщине зависит от того, как мистическая традиция решает вопрос о соотношении материального и идеального. Отрицание материального и признание его неполноценным началом характерно для монистических имманентных традиций. Допускается использование материи только в контексте аскетической практики. Интеграционные имманентные традиции рассматривают материальное начало как сакральное, как равноценную часть Абсолюта. Холистические имманентные традиции утверждают реальность недвойственного Абсолюта, нераздельное единство материального и идеального, мужского и женского. Таким образом, интеграционные и холистические традиции признают необходимость союза материи и духа, женского и мужского, их участие в практике. Трансцендентно-имманентный мистицизм утверждает разноприродность Абсолюта и мира. Женщина в этом типе мистики рассматривается как личность. Здесь возможен только путь интеграции, союза Творца и творения, в процессе которого несовершенная личность преображается по образу и подобию абсолютной Божественной личности. Совершается «обожение твари» (теозис) с помощью активного вовлечения материального начала в мистическую практику. Мистическая любовь между мужчиной и женщиной способствует тому, что человек восстанавливает целостность личности. |
Ключевые слова |
Абсолют, компаративное религиоведение, мужское и женское, трансцендентно-имманентная мистика, имманентная мистика, йога, тантризм, буддизм, исихазм, суфизм. |
Список литературы |
1 Ареопагит. Божественные имена // Мистическое богословие. К.: Путь к истине, 1991. С. 13–93. 2 Бердяев Н. А. Философия свободного духа // Диалектика божественного и человеческого. М.: АСТ, Фолио, 2003. С. 15–338. 3 Бердяев Н. Метафизика пола и любви // Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. С. 231–265. 4 Глазенапп Х. фон. Буддийские таинства (тайные учения и ритуалы «алмазной колесницы») // Вопросы философии. 1994. № 7–8. URL: http://trubnikovann.narod.ru/Glasenapp.htm (дата обращения 02.10.2018). 5 Жиртуева Н. С. Творчество в мистических традициях мира // Вопросы философии. 2017. № 9. C. 141–150. 6 Жиртуева Н. С. Философско-мистические традиции мира. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2018. 274 с. 7 Жиртуева Н. С. Хасидизм в контексте компаративного анализа мистических традиций мира // Вестник славянских культур. 2017. № 44. C. 21–31. 8 Из реки речений: Высказывания суфийских наставников / сост. и пер. Л. Тираспольский. М.: Амрита-Русь, 2004. 160 c. 9 Кабир. Золотые строфы / пер., ком. и вступ. ст. Н. Б. Гафуровой. М.: Наталис; Рипол Классик, 2004. 383 с. 10 Климков О. С. Паламизм как теоретическое осмысление восточно-христианской исихастской традиции // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 81. С. 30–40. 11 Минин П. Главные направления древне-церковной мистики // Мистическое богословие. К.: Путь к истине, 1991. С. 337–391. 12 Палама Г. (Аскетические писания) ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания // Добротолюбие в русском переводе. Т. 5. URL: http://www.odinblago.ru/dobrotolubie_5/palama/pisaniya (дата обращения 04.10.2018) 13 Пахомов С. В. Представление о тождестве в индуистской тантрической философии // Религиоведение. 2004. № 1. С. 134–148. 14 Путь Шивы: антология древнеиндийских классических текстов / сост. К. Г. Стрельцов, Н. П. Русских. К.: Экслибрис, 1994. 176 c. 15 Радхакришнан С. Индийская философия: в 2 т. / под ред. О. К. Аржановой, А. Г. Бельского, А. А. Якушева. М.: МИФ, 1993. Т. 1. 624 c. Т. 2. 732 c. 16 Религии Китая. Хрестоматия / сост. Е. А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2001. 512 c. 17 Степанянц М. Т. Восточные концепции «совершенного человека» в контексте мировой культуры // Историко-философский ежегодник. 1990 / под ред. Н. В. Мотрошиловой. М.: Наука, 1991. С. 96–107. 18 Стулова Э. С. Даосская практика достижения бессмертия // Культура народов Востока. Из истории традиционной китайской идеологии: статьи / под ред. О. В. Фишман. М.: Наука, 1984. С. 230–270. 19 Тор А. Исламские мистики. СПб.: Евразия, 2003. 240 с. 20 Торчинов Е. А. О психологических аспектах учения праждняпарамиты // Психологические аспекты буддизма: сб. ст. / под ред. В. В. Мантатова. Новосибирск: Наука, 1986. С. 47–68. 21 Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. С. 143–221. 22 Центр циклона: Автобиография внутреннего пространства // Дж. Лилли. Зерно на мельницу / сост. Ю. Смирнов; пер. И. Старых. К.: София, 1993. С. 183–319. 23 Щербатской Ф. И. Концепция буддийской нирваны // Ф. И. Щербатской. Избранные труды по буддизму. URL: http://psylib.ukrweb.net/books/shchb02/index.htm (дата обращения 08.10.2018) 24 Ellwood R. S. Mysticism and Religion. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1980. 194 p. 25 Hollenback J. B. Mysticism: Experience, Response and Empowerment. (Hermeneutics: Studies in the history of Religion). Pennsylvania State University Press, University Park, PA, 1996. 646 p. 26 Stace W. T. Mysticism and Philosophy. London: Macmillan, 1961. 349 p. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|