Название статьи |
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МОДЕРНИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БОЛГАРСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ |
Автор/ы |
М. Костова-Панайотова |
Сведения об авторе/авторах |
Магдалена Костова-Панайотова — кандидат филологических наук, профессор, Юго-западный университет им. Неофита Рильского, ул. Ил. Михайлов, д. 66, 2700 г. Благоевград, Болгария. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5174-7679. E-mail: panayotova@swu.bg |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 58 |
Страницы |
С. 203-224 |
Дата поступления статьи |
05.04.2020 |
Дата публикации |
28.12.2020 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-58-203-224 |
Индекс УДК |
821.161.1.0+821.162.0 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)53 + 83.3(4Бол) |
Аннотация |
В статье анализируется, насколько сильное влияние основные течения и представители русского модернизма и авангарда оказали на таких видных болгарских литераторов XX в., как Л. Стоянов, Н. Лилиев, Д. Дебелянов, Т. Траянов, Сирак Скитник, Е. Багряна, Г. Милев и др. Кроме влияния русских символистов, болгарские писатели испытали влияние акмеизма на творчестве Ел. Багряна и Ат. Далчев, влияние имажинизма (Сергея Есенина) на творчестве таких болгарских модернистов 1920-х гг., как Славчо Красински, Гео Милев и др. Характерным явлением в жизни болгарского авангарда было переплетение черт поэтики авангардных течений: это справедливо как для произведений разных авторов в широком модернистском контексте, так и для творчества отдельно взятого писателя, даже в рамках одного произведения. Такие поэты, как Н. Фурнаджиев, А. Разцветников, Н. Марангозов и др., и беллетристы, среди которых можно упомянуть Ч. Мутафов, А. Каралийчева, А. Страшимирова, Й. Йовкова, неоднократно испытывали на себе влияние противоречивых модернистских и авангардных течений, но в своих произведениях им удалось придать «болгарскому содержанию» «европейскую форму». Нарушая правила, авангардные художники и писатели создали продуктивный художественный метод, являющийся частью новой конвенции, своего рода альтернативной классики. |
Ключевые слова |
русский модернизм, болгарская литература, авангард, влияние. |
Список литературы |
1 Белий А. Арабески: Книга статей. М.: Мусагет, 1911. с. 526 2 Бирюков С. Авангард — модули и векторы: дис. … д-ра культурологии. М., 2006. 336 с. 3 Брюсов В. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии // Брюсов В. Собр. соч.: в 7 т. M.: Худож. лит., 1975. Т. 6: Статьи и рецензии 1893–1924: Из книги «Далекие и близкие». Miscellanea. 651 с. 4 Васильев И. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999. 315 с. 5 Вьюгин В. Интерпретация бессмыслия (К вопросу об определении авангарда) // Интерпретация и авангард: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. И. Е. Лощилова. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. С. 290–295. 6 Далчев А. Съчинения. София: Български писател, 1984. Т. 2. С. 270. 7 Эпштейн М. Гройс Б. «Соцреализм — авангард по-сталински» // Декоративное искусство СССР. 1990. № 5. С. 32–35. 8 Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / пер. с франц. Ф. А. Петровской; науч. ред. В. Н. Сажин. СПб.: Академический проект, 1995. 471 с. 9 Западноевропейският модернизъм и славянските литератури. Сборник. Велико Търново: Св.св. Кирил и Мтодий, 1999. 400 с. 10 Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903 гг.) / под общ. ред. С. М. Половинкина. М.: Республика, 2005. 543 с. 11 Зверев Ал. Второе свидание // Иностранная литература. 1997. № 2. С. 209–217. 12 Клюге Р. О русском авангарде, философии Ницше и социалистическом реализме // Вопросы литературы. 1990. № 9. С. 64–77. 13 Крылова Н. Медный век. Очерки теории и литературной практики русского авангарда: учебн. пособие. Петрозаводск: [Б. и.], 2002. 125 с. 14 Кузмова-Зографова К. Сьорен Киркегор и модерната българска литература // Литературен форум. № 10 (433). от 31.10 — 06.11.2000. София: Слово, 2020. С. 7. 15 Култура и критика / съст., предг. и ред. А. Вачева. Варна, 2003. Ч. II: Прочити на традицията // LiterNet.bg URL: https://liternet.bg/publish4/avacheva/kritika2/content.htm (дата обращения: 05.04.2020). 16 Ликова Р. Художествени насоки на българския символизъм. София: Народна просвета, 1988. С. 135. 17 Максимов Вл. Критика и авангард // НЛО. 1999. № 1(35). URL: https://magazines.gorky.media/nlo/1999/1/kritika-i-avangard.html (дата обращения: 05.04.2020). 18 Мережковский Д. О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературы // Поэтические течения в русской литературе конца XIX и начало XX века. М.: Высшая школа, 1988. 522–560. 19 Милев. Г. Всяко изкуство е ексресионизъм. Т. 2: Там, дето е народът. Т. 3: Избрани поетически преводи. Т. 4: Избрани поетически преводи. Лирика. Драми. Поеми // Geomilev.com. URL: http://geomilev.com/tvorchestvo.html (дата обращения: 05.04.2020). 20 Монова Ил. «Миг» от Д. Дебелянов и «Конь блед» от В. Брюсов // Litclub.bg. URL: http://www.litclub.bg/library/kritika/ilmon/mig.html (дата обращения: 05.04.2020). 21 Николов. М. Мисли върху най-новата ни поезия // «Златорог». 1934. Кн. 3. 22 Нойхаузер Р. Авангард и авангардизм (по материалам русккой литературы) // Вопросы литературы. 1992. Вып. 3. С. 125–139. 23 Пенчев. Б. Българският модернизъм: моделирането на АЗА. София: Св. Климент Огхридски, 2003. С. 259. 24 Райнов Н. Що е изкуство? Произход на изкуството // Вечното в изкуството. София: Стоян Атанасов, 193. С. 254. 25 Ралчев М. Критика на новата българска лирика. София: Ла Бюлгари, 1934. С. 200. 26 Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. С. 384. 27 Сирак Скитник. Балмонт и българската народна песен // В-к «Слово». 1928. С. 16. 28 Смирнов И., Деринг-Смирнова Р. Исторический авангард с точки зрения эволюции художественных систем // Russian literature. 1980. № 8. С. 403–468. 29 Стойчева Св. Николай Рьорих, Николай Райнов и общата духовна родина // Актуальнi проблеми iноземноi филологii: лiнгвiстика та лiтературознанство. Мiжвузiвський збiрник наукових статей. [Б.г.]: Издательство Донеьк Юго-Восток, 2009. Вип. ІІІ. С. 548–556. 30 Тырышкина Е. В. Авангард и постмодернизм в русской литературе // Постмодернизм: pro et contra. Материалы Международной научной конференции «Постмодернизм и судьбы художественной словесности на рубеже тысячелетий». Тюмень. 16–19 апреля 2002 г. Тюмень: Вектор Бук, 2002. С. 291. 31 Тюпа. В. Парадигмы художественности (конспект цикла лекций). Дискурс. 3/4. 1997. 32 Флакер А. Стилевая формация Перевод с сербскохорватского А. В. Данилова Действительность: искусство, традиции: Литературно-художественная критика в СФРЮ / сост. Н. М. Вагапова, Г. Я. Ильина, Н. Б. Яковлева. М.: Прогресс, 1980. С. 27–53. 33 Цуканов А. «Авангард есть авангард» // Новое литературное Обозрение. 1999. № 39. С. 286–292. 34 Чупринин С. И. Проект словарь «Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям». Авангард в литературе, авангардизм // Indbooks. in. URL: http://indbooks.in/mirror2.ru/?p=415452 (дата обращения: 05.04.2020). 35 Шапир М. Эстетический опыт XX века: авангард и постмодернизм // Philologica. 1995. № 2. С. 135–136. |
PDF-файл |