Название статьи

НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА БОЛГАРСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Автор/ы

Е.В. Быкова

М.П. Кляус

Сведения об авторе/авторах

Екатерина Васильевна Быкова — кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии, социологии и философии, Вятский государственный университет, Россия, ул. Ленина, д. 111, 610002 г. Киров, Россия.
ORCID ID:https://orcid.org/ 0000-0002-6024-5398
E-mail:ev2_74@mail.ru

Марина Петровна Кляус — кандидат исторических наук, научный сотрудник центра европейских исследований, Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, Ленинский пр., 32 А, 119991 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7068-0708
E-mail:marina_klyaus@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2023

Номер журнала

Т. 67

Страницы

С. 277–292

Дата поступления статьи

20.08.2022

Дата одобрения рецензентами

28.11.2022

Дата публикации

28.03.2023

Индекс DOI:

DOI https:/doi.org/10.37816/2073-9567-2023-67-277-292

Индекс УДК

7.03

Индекс ББК

85.103 (2) 6

Аннотация

В статье рассматриваются особенности монументального искусства в жизненном пространства поселков болгарских лесозаготовителей в Удорском районе Республики Коми в 70–80-е гг. ХХ в. Актуальность исследования определена возникшей после распада СССР проблемой выявления особенностей культурной идентичности, нашедшей свое отражение в монументально-декоративном искусстве советского периода. В фокусе исследовательского внимания –особенности наглядной агитации в пространстве; этнические маркеры, отражающие эпоху, и коммуникативные практики между народами. Выявляются механизмы формирования интернациональных и национальных визуальных образов, нашедших воплощение в «болгарских» поселениях. Уделяется внимание культуре памяти в соотношении с другими коммеморативными практиками на основе визуализации предметного мира и культурного ландшафта. Важность темы исследования объясняется процессом стирания границ этнокультурного пространства, который в период активной трудовой миграции болгар в СССР проходил в условиях советских мировоззренческих установок интернационализма при сохранении национальных особенностей, и формировании толерантности. В результате исследования были выявлены источники и условия организации пространственной среды существовавших в 1960–1990-е гг. в Республике Коми болгарских рабочих поселков, осуществлен анализ архитектурных конструкций, монументальной живописи, малых скульптурных форм в контексте национального мироощущения и интернациональной идеологии. Авторы приходят к выводу, что наглядная агитация в сочетании с другими художественными произведениями послужила в болгарских поселениях эффективным средством формирования культурного ландшафта с этническими маркерами в интернациональном содержании.

Ключевые слова

интернациональное, национальная культура, визуальная культура, агитационное искусство, монументальное искусство, скульптура, дизайн среды, болгары, Республика Коми.

Список литературы

1 Арсов А. Покорители на тайгата: Българските дърводобивници в Република Коми. София: Държавна агенция по горите, 2008. 214 с.

2 Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой / А. Ассман; пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 232 с.

3 Барт Р. Мифологии / пер. с франц. С. Зенкина.М.: Академический Проект, 2008. 351 с.

4 Бромлей Н.Я. Интернационализация образа жизни современного социалистического общества (некоторые актуальные аспекты) // Национальное и интернациональное в образе жизни и культуре личности. Актуальные проблемы национального и интернационального в духовном мире советского человека. Баку: Элм,1985. Вып. 4. С. 8–27.

5 Жданов А.А., Канев Н.Ф. Удора — земля дружбы. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1985.137 с.

6 Замятин Д.Н. Власть пространства и пространство власти: географические образы в политике и международных отношениях. М.: РОССПЭН, 2004.352 с.

7 Зингер Е.А. Проблемы интернационального развития советского искусства. М.: Сов. художник, 1977. 272 с.

8 Иконников А.В. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды. М.: Советский художник, 1985.336 с.

9 Интернациональное и национальное в искусстве: сб. ст. / отв. ред. О.Н. Кайдалова. М.: Наука, 1974. 275 с.

10 Калинин Н.С. Удора: из века в век. Сыктывкар: Кола, 2011. 472 с.

11 Ким М.П. Развитие социалистических межнациональных отношений, взаимообогащение сближение культур народов СССР // Межнациональные связи и взаимодействие культур народов СССР. Таллин: ЭэстиРаамат, 1978. С. 20–29.

12 Максимов С.Г. Советско-болгарское сотрудничество в Коми АССР в 1968–1990 годах: дис. … канд. историч. наук.Сыктывкар, 1997. 213 с.

13 Труфешев Н. Современное монументальное искусство Болгарии. София: София пресс, 1977.196 с.

14 Труфешев Н. Пластические искусства и жилая среда. София: Болгарская академия наук, 1988. 232 с.

15 Яралов Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре. М.: Стройиздат, 1985. 234 с.

16 Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь: А-Я / В. Г. Арсланов и др. М.: Эллис Лак, 1997. 736 с.

17 В Коми социалистический интернационализм в действии: Альбом / сост. А. Ф. Сюдкин, Ц. Иванов. София: Септември, 1979. 168 с. 

18 Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Архитектура. Графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. СПб: Кольна, 1995. Т. 1. 672 с.

19 Материалы Пленума Центрального комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.
М., Политиздат, 1983. 80 с.

20 Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1981. 430 с.

PDF-файл

Скачать