Название статьи |
ИДЕЯ КУЛЬТУРОЦЕНТРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ |
Автор/ы |
Е. Н. Яркова Т. Р. Рахманов |
Сведения об авторе/авторах |
Елена Николаевна Яркова — доктор философских наук, профессор кафедры философии, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет, ул. Володарского, д. 6, 625003 г. Тюмень, Россия. Таир Рахмонович Рахманов — аспирант кафедры философии, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет, ул. Володарского, д. 6, 625003 г. Тюмень, Россия. |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 64 |
Страницы |
С. 110–120 |
Дата поступления статьи |
08.02.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
09.06.2021 |
Дата публикации |
28.06.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-110-120 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71+87.3(2) |
Аннотация |
Понятие «культуроцентризм» традиционно использовалось для характеристики русской философии XIX в., которая называлась культуроцентричной, поскольку в центре ее внимания стояла проблема культурной самобытности России. В советской России идея культуроцентризма уходит на второй план, поскольку марксистко-ленинская философия позиционирует культуру как надстройку над экономическим базисом. В постсоветской России вследствие кризиса марксистско-ленинской философии происходит серьезный эпистемологический сдвиг — переход от формационного подхода к цивилизационному. В рамках последнего в качестве базиса — основополагающего фактора социального развития — определяется культура. Таким образом, происходит актуализация идеи культуроцентризма. Статья посвящена анализу различных интерпретаций идеи культуроцентризма в российской философии конца XX – начала XXI вв. Цель статьи — продемонстрировать оценку мировоззренческого и методологического потенциала этой идеи ведущими российскими философами. Методологический аппарат исследования складывается в результате синтеза методов: качественного контент-анализа в его историко-философской версии, герменевтики и компаративистики. Авторы репрезентируют как апологетические, так и критические позиции относительно осмысления мировоззренческого и методологического потенциала идеи культуроцентризма, рассматривают возможность превращения этой идеи в принцип социального бытия и познания. В заключении констатируется, что судьба идеи культуроцентризма в российской философии в конечном счете будет зависеть от того, насколько ей удастся обрести концептуальную обоснованность и научную строгость. |
Ключевые слова |
идея, культура, история идей, культуроцентризм, диалог культур. |
Список литературы |
1 Антонова Е. Л., Таранова А. Е. Мультикультурализм и культурный консерватизм в контексте социокультурных трансформаций реформируемой России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8. Ч. 2. С. 20–24. 2 Артановский С. Н. Культура для человека или человек для культуры? Критика концепции культуроцентризма // Вестник СПбГИК. 2004. № 1 (2). С. 165–166. 3 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с. 4 Бердяев Н. А. Русская идея. М.; Харьков: АСТ; Фолио, 2002. 622 с. 5 Библер В. С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 440 с. 6 Миненко Г. Н. Содержание и границы принципа культуроцентризма // Ученые записки научно-исследовательского института прикладной культурологи. 2006. Т. 2. С. 11–22. 7 Назаретян А. П. Беспределен ли человек? (Еще раз о гуманизме и его паллиативах) // Общественные науки и современность. 1992. № 5. С. 176–183. 8 Павлов А. В. Перспектива неомодерна. Культуроцентризм // Социум и власть. 2017. № 1 (63). С. 113–118. 9 Панарин А. С. «Конец либеральной эпохи» или культуроцентризм как постиндустриальная социокультурная «фаза ретро» // Полис. Политические исследования. 1995. № 1. С. 128–130. 10 Панарин А. С. «В каком мире нам предстоит жить?» Геополитический прогноз, сделанный в 1997 году // Patriotica.ru. URL: http://www.patriotica.ru/actual/panarin_prognoz.html (дата обращения: 08.02.2021). 11 Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002. 496 с. 12 Панарин А. С. К реконструкции «Второго мира» // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2007. № 2. С. 12–16. 13 Сладкова А. А. Альтернатива деонтологизма и культуроцентризма в истолковании социальной легитимации // Вестник ТвГУ. Сер.: Философия. 2015. № 2. С. 212–216. 14 Смирнов И. П. Оправдание нации культурой как основа историософии Г. П. Федотова // Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2020. № 94. С. 59–73. 15 Федотова В. Г. Социальные и гуманитарные науки и их функции в обществе // Социальные знания и социальные изменения / отв. ред. В. Г. Федотова. М.: ИФРАН, 2001. С. 78–89. 16 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 382 с. 17 Хрипункова О. В. Культуроцентризм как основа творческой парадигмы Д. С. Мережковского // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10, № 3–1. С. 237–246. 18 Lovejoy A. O. The Great Chain of Being: A Study of the History of an Idea. Cambridge: Harvard University Press, 1936. 382 p. 19 Popper K. R. The Logic of Scientific Discovery. London; N.Y.: Taylor & Francis e-Library, 2005. P. 291–322. 20 Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics. N.Y.: American Book Company, 1937–1941. 2912 pp. 21 Tenbruck F. H. Sozialstruktur und Kultur / H. Haferkamp (нrsg. von.) Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990. 342 s. 22 Toulmin S. E. Human Understanding. Princeton: Princeton University Press, 1977. Vol. I: The Collective Use and Evolution of Concepts Paperback. 520 p. 23 Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretative Sociology. Berkeley: University of California Press, 1978. 1643 s. 24 Wimmer F. M. Essays on Intercultural Philosophy. Chennai-Madras: Satya Nilayam Publications, 2002. 134 p. |
PDF-файл |