Название статьи

ИДЕЯ КУЛЬТУРОЦЕНТРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Автор/ы

Е. Н. Яркова

Т. Р. Рахманов

Сведения об авторе/авторах

Елена Николаевна Яркова — доктор философских наук, профессор кафедры философии, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет, ул. Володарского, д. 6, 625003 г. Тюмень, Россия.
ORCID ID:  https://orcid.org/0000-0002-8914-2333
E-mail: e.n.yarkova@utmn.ru

Таир Рахмонович Рахманов — аспирант кафедры философии, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет, ул. Володарского, д. 6, 625003 г. Тюмень, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7714-7033
E-mail: t.r.rakhmanov@utmn.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2022

Номер журнала

Т. 64

Страницы

С. 110–120

Дата поступления статьи

08.02.2021

Дата одобрения рецензентами

09.06.2021

Дата публикации

28.06.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-110-120

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71+87.3(2)

Аннотация

Понятие «культуроцентризм» традиционно использовалось для характеристики русской философии XIX в., которая называлась культуроцентричной, поскольку в центре ее внимания стояла проблема культурной самобытности России. В советской России идея культуроцентризма уходит на второй план, поскольку марксистко-ленинская философия позиционирует культуру как надстройку над экономическим базисом. В постсоветской России вследствие кризиса марксистско-ленинской философии происходит серьезный эпистемологический сдвиг — переход от формационного подхода к цивилизационному. В рамках последнего в качестве базиса — основополагающего фактора социального развития — определяется культура. Таким образом, происходит актуализация идеи культуроцентризма. Статья посвящена анализу различных интерпретаций идеи культуроцентризма в российской философии конца XX – начала XXI вв. Цель статьи — продемонстрировать оценку мировоззренческого и методологического потенциала этой идеи ведущими российскими философами. Методологический аппарат исследования складывается в результате синтеза методов: качественного контент-анализа в его историко-философской версии, герменевтики и компаративистики. Авторы репрезентируют как апологетические, так и критические позиции относительно осмысления мировоззренческого и методологического потенциала идеи культуроцентризма, рассматривают возможность превращения этой идеи в принцип социального бытия и познания. В заключении констатируется, что судьба идеи культуроцентризма в российской философии в конечном счете будет зависеть от того, насколько ей удастся обрести концептуальную обоснованность и научную строгость. 

Ключевые слова

идея, культура, история идей, культуроцентризм, диалог культур.

Список литературы

1 Антонова Е. Л., Таранова А. Е. Мультикультурализм и культурный консерватизм в контексте социокультурных трансформаций реформируемой России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8. Ч. 2. С. 20–24.

2 Артановский С. Н. Культура для человека или человек для культуры? Критика концепции культуроцентризма // Вестник СПбГИК. 2004. № 1 (2). С. 165–166.

3 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с. 

4 Бердяев Н. А. Русская идея. М.; Харьков: АСТ; Фолио, 2002. 622 с. 

5 Библер В. С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 440 с.

6 Миненко Г. Н. Содержание и границы принципа культуроцентризма // Ученые записки научно-исследовательского института прикладной культурологи. 2006. Т. 2. С. 11–22.

7 Назаретян А. П. Беспределен ли человек? (Еще раз о гуманизме и его паллиативах) // Общественные науки и современность. 1992. № 5. С. 176–183.

8 Павлов А. В. Перспектива неомодерна. Культуроцентризм // Социум и власть. 2017. № 1 (63). С. 113–118.

9 Панарин А. С. «Конец либеральной эпохи» или культуроцентризм как постиндустриальная социокультурная «фаза ретро» // Полис. Политические исследования. 1995. № 1. С. 128–130.

10 Панарин А. С. «В каком мире нам предстоит жить?» Геополитический прогноз, сделанный в 1997 году // Patriotica.ru. URL: http://www.patriotica.ru/actual/panarin_prognoz.html (дата обращения: 08.02.2021).

11 Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002. 496 с.

12 Панарин А. С. К реконструкции «Второго мира» // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2007. № 2. С. 12–16.

13 Сладкова А. А. Альтернатива деонтологизма и культуроцентризма в истолковании социальной легитимации // Вестник ТвГУ. Сер.: Философия. 2015. № 2. С. 212–216.

14 Смирнов И. П. Оправдание нации культурой как основа историософии Г. П. Федотова // Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2020. № 94. С. 59–73.

15 Федотова В. Г. Социальные и гуманитарные науки и их функции в обществе // Социальные знания и социальные изменения / отв. ред. В. Г. Федотова. М.: ИФРАН, 2001. С. 78–89.

16 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 382 с. 

17 Хрипункова О. В. Культуроцентризм как основа творческой парадигмы Д. С. Мережковского // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10, № 3–1. С. 237–246. 

18 Lovejoy A. O. The Great Chain of Being: A Study of the History of an Idea. Cambridge: Harvard University Press, 1936. 382 p. 

19 Popper K. R. The Logic of Scientific Discovery. London; N.Y.: Taylor & Francis e-Library, 2005. P. 291–322.

20 Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics. N.Y.: American Book Company, 1937–1941. 2912 pp. 

21 Tenbruck F. H. Sozialstruktur und Kultur / H. Haferkamp (нrsg. von.) Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990. 342 s. 

22 Toulmin S. E. Human Understanding. Princeton: Princeton University Press, 1977. Vol. I: The Collective Use and Evolution of Concepts Paperback. 520 p. 

23 Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretative Sociology. Berkeley: University of California Press, 1978. 1643 s. 

24 Wimmer F. M. Essays on Intercultural Philosophy. Chennai-Madras: Satya Nilayam Publications, 2002. 134 p. 

PDF-файл

Скачать