Сведения об авторе/авторах
|
Лиана Владимировна Попова — кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры философии, Государственный университет управления, Рязанский просп., д. 99, ГУ–404, 109542 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9766-7535
E-mail: pliana@mail.ru
|
Аннотация
|
С. Эйзенштейн считал монтаж главным смыслообразующим элементом фильма. С. Эйзенштейн и А. Тарковский придавали большое значение внутрикадровому монтажу, времени внутри кадра. Согласно А. Тарковскому, кино есть «запечатленное время». Он придавал большое значение «атмосфере» фильма, которая возникает во времени. По его мнению, режиссер, создавая фильм, из «глыбы времени» отсекает все ненужное, поэтому между склейками не должно быть временного промежутка. Идеальной формой кинематографа А. Тарковский считал хронику. А. Тарковского принято считать представителем «поэтического», «поэтико-живописного», «поэтико-документального» кинематографа. Отголоски поэтического кино видны в «Ивановом детстве», но после А. Тарковский высказался об опасности «поэтического кино», заключающуюся в том, что оно рождает символы, аллегории, которые не имеют ничего общего с той образностью, которая присуща кинематографу. Монтажный кинематограф, считал Тарковский, задает зрителю загадки и ребусы, заставляет наслаждаться аллегориями, апеллирует к интеллектуальному опыту смотрящего, причем каждая их этих загадок имеет точную отгадку. С. Эйзенштейн считал, что любой кинематограф является монтажным. А. Тарковский не считал монтаж главным формообразующим элементом фильма. Время есть форма кинематографического произведения. Время как форма ближе всего к музыкальному произведению, поэтому для создания полноценной кинодраматургии нужно изучать форму музыкальных произведений: фуги, сонаты, симфоний и др. Главным формообразующим элементом фильма А. Тарковский считал ритм, который слагается из временного напряжения внутри кадров. Вопрос о времени он считал главным и краеугольным.
|
Ключевые слова
|
С. М. Эйзенштейн, А. А. Тарковский, А. П. Довженко, С. И. Фрейлих, Вяч. Вс. Иванов, кино, монтаж, ритм, запечатленное время, атмосфера.
|
Список литературы
|
Исследования
1 Архив А. А. Тарковского, Юрьевец: опыт научной и проектной презентации. Иваново: А-Гриф, 2016. 146 с.
2 Антипенко А. И. Андрей Тарковский в объективе Александра Антипенко. М.: Русь-Олимп, 2007. 224 с.
3 Богомолов Ю. «Я свеча, я сгорел на пиру…» // Мир и фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1990. С. 156–172.
4 Болдырев Н. Ф. Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского. Челябинск: Урал-LTD, 2003. 384 с.
5 Болдырев Н. Ф. Жертвоприношение Андрея Тарковского. М.: Вагриус, 2004. 528 с.
6 Бояджиева Л. Андрей Тарковский — жизнь на кресте. М.: Альпина нон-фикшн, 2012. 317 с.
7 Великие о великом // Мир и фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1990. С. 8–12.
8 Волкова П. Д. Андрей Тарковский: Архивы, документы, воспоминания. М.: Подкова, Эксмо, 2002. 464 с.
9 Волкова П. Д. Арсений и Андрей Тарковские. М.: Зебра Е, 2004. 384 с.
10 Волкова П. Д. Цена «Nostos» — жизнь. М.: Зебра Е, 2013. 544 с.
11 Гордон А. В. Не утоливший жажды: Об Андрее Тарковском. М.: Вагриус, 2007. 400 с.
12 Демант Э. В поисках утраченного времени // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М.: Алгоритм, 2002. С. 218–270.
13 Иванов Вяч. Вс. Время и вещи // Мир и фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, С. 229–237.
14 Евлампиев И. И. Художественная философия Андрея Тарковского. СПб.: Алетейя, 2001. 348 с.
15 Кононенко Н. Г. Андрей Тарковский: Звучащий мир ФИЛЬМА. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 288 с.
16 Мир и фильмы Андрея Тарковского: Размышления. Исследования. Воспоминания. Письма. М.: Искусство, 1991. 397 с.
17 Мариевская Н. Е. Время в кино. М.: Прогресс-Традиция, 2015. 336 с.
18 Михалкович В. И. Избранные российские киносны. М.: Аграф, 2006. 320 с.
19 Наумов Л. А. Итальянские маршруты Андрея Тарковского. М.: Выргород, 2022. 1024 с.
20 Неизвестный Тарковский: Сталкер мирового кино. М.: Эксмо, Алгоритм, 2012. 304 с.
21 Ностальгия по Тарковскому (Антология). М.: Алгоритм, 2007. 304 с.
22 О Тарковском. Воспоминания в двух книгах. М.: Дедалус, 2002. 560 с.
23 Перепелкин М. А. Слово в мире Андрея Тарковского. Поэтика иносказания. Самара: Самарский ун-т, 2010. 480 с.
24 Попова Л. В. Художественный образ в понимании С. Эйзенштейна и П. Флоренского // Вестник славянских культур. 2017. Т. 43. С. 242–250.
25 Сальвестрони С. Фильмы Андрея Тарковского и русская духовная культура. М.: ББИ, 2007. 237 с.
26 Салынский Д. Киногерменевтика Тарковского. М.: Продюсерский центр «Квадрига», 2009. 576 с.
27 Суркова О. Е. Книга сопоставлений. М.: Киноцентр, 1991. 176 с.
28 Суркова О. Е. С Тарковским и о Тарковском. М.: Радуга, 2005. 464 с.
29 Суркова О. Е. Тарковский и я: Дневник пионерки. М.: Зебра Е, Деконт+, ЭКСМО, 2002. 487 с.
30 Тенейшвили О. Каннские и парижские тайны фильма «Андрей Рублев» // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М.: Алгоритм, 2002. С. 161–181.
31 Туровская М. И. 7 с ½, или Фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1991. 256 с.
32 Филимонов В. Андрей Тарковский. Сны и явь о доме. М.: Молодая гвардия, 2011. 498 c.
33 Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013. 512 с.
34 Хренов Н. А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 536 с.
35 Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 311 с.
36 Pontara T. Andrei Tarkovsky's Sounding Cinema: Music and Meaning from Solaris to The Sacrifice. New York: Routledge, 2019. 206 p.
Источники
37 Тарковский А. А. Запечатленное время // Искусство кино. 1967. № 4. С. 68–79.
38 Тарковский А. Мартиролог: дневники, 1970–1986. М.: Международный ин-т им. Андрея Тарковского, 2008. 620 с.
39 Тарковский. А. Ностальгия [Архивы и документы; воспоминания и статьи]. М.: АСТ, Хранитель: Зебра-Е, 2008. 494 с.
40 Тарковский А. А. Уроки режиссуры. М.: Всероссийский ин-т переподготовки и повышения классификации работников кинематографии, 1992. 92 с.
41 Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. 568 с.
|