Название статьи: |
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «СТИЛЬ» В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ КОНЦА XIX-XX вв. |
Автор(ы): |
Беликов А. В. |
Рубрика: |
ВОПРОСЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ |
Год: |
2012 |
Номер журнала: |
№ 4 (XXVI) |
Страницы: |
107-112 |
Индекс УДК: |
|
Индекс ББК: |
|
Аннотация: |
Статья посвящена истории становления понятий «канон» и «стиль» в системе формально-стилистических подходов в европейской науке об искусстве в конце XIX–XX вв. История стилей рассматривается как отображение развития структур восприятия, связанных с мировоззренческими установками. Особое внимание уделяется формальному методу и понятию «стиль» в искусстве, в частности эстетической теории «абсолютного зрения» К. Фидлера, «Науке об искусстве» Г. Вёльфлина, формально-стилистической концепции П. Франкля, А. Ригля, О. Шпенглера, теории художественной формы В. Воррингера, исследованию Лурии в области «зрительной агнозии» и др. |
Ключевые слова: |
канон, стиль, формально-стилистический метод, византийское искусство, восточнохристианское искусство, структура восприятия, художественный образ, зрительный опыт, эстетическая теория, механизмы перцепции, гештальт, структура художественного произведения, мировоззренческие установки, «письмо» |
Cписок литературы: |
1 Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусства. М.; Л.: Академия, 1930. 271 c. 2 Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб.: Азбука-классика, 2004. 288 с. 3 Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986. 329 c. 4 Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга (второе дополненное издание). 1969. 329 с. 5 Попова О. С. Образ Христа в Византийском искусстве V–XIV веков // Проблемы Византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы: сб. ст. М.: Северный Паломник, 2006. 6 Ченнини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи. СПб.: Библиополис, 2008. 272 с. 7 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / пер. с нем. М.: Мысль, 1993. 606 c. 8 Arnheim R. Art and Visual Perception: A Psychology of the Creative Eye. Berkeley & Los Angeles: University of California Press UCP, 1954. 9 Balthasar H. U. von Herrlichkeit. Eine theologische Aestetik. V. I: Schau der Gestalt. Einsiedeln: Johannes Verlag, 1961. 10 Belting H. Das Ende der Kunstgeschichte? München, 1983 (1994). 11 Frankl P. Das System der Kunstwissenschaft [1938]. Berlin, 1998. 12 Gantner J. «Das Bild des Herzens» Ueber Vollendung und Unvollendung in der Kunst. Berlin, 1979. 13 Pinder W. Das Problem der Generation in der Kunstgeschichte Europas, Frankfurter Verlags- Anstalt. Berlin, 1932. 14 Strzygowski J. Orient oder Rom. Leipzig, 1901. 15 The End of the History of Art? Chicago and London, 1987. 16 Worringer W. Abstraction and Empathy / translated by Michael Bullock. N.Y.: International University Press, 1953. |
PDF файл: |
Скачать |