← Назад

Название статьи: О ТИПОЛОГИЧЕСКОМ РАЗЛИЧИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ И ДРЕВНЕРУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Автор(ы): Пожидаева Г. А.
Рубрика: ВОПРОСЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
Год: 2013
Номер журнала: XXX
Страницы: 70-78
Индекс УДК:
Индекс ББК:
Аннотация: В статье рассмотрены в сравнении византийская и древнерусская нотации и сделан вывод об их типологическом различии, несмотря на сходство графических элементов. Следовательно, их сравнительное изучение возможно только на уровне графики, но не на уровне значений знаков нотаций, а метод, который широко применяется в современной византийско-славянской музыкальной компаративистике для прочтения ранних образцов церковного пения, оказывается некорректным, так как он основан на сопоставлении типологически различных знаковых систем.
Ключевые слова: сравнительное изучение, невменные нотации, Византия, Древняя Русь
Cписок литературы: 1 Алексеева Г. В. Византийско-русская певческая палеография. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2007. 368 c. 2 Алексеева Г. В. Проблемы адаптации византийского пения на Руси. Владивосток: Дальнаука, 1996. 380 c. 3 Арванитис И. Византийская нотация // Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2004. Т. VIII. С. 364–366. 4 Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV–XVII веков. Л.: Музыка, 1972. 424 c. 5 Владышевская Т. Ф. Типографский Устав и музыкальная культура Древней Руси XI–XII веков // Типографский Устав: Устав с кондакарем конца XI – начала XII века / под ред. Б. А. Успенского. М.: Языки славянских культур, 2006. Т. 3. 6 Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность, система и история. 2-е изд. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 2004. Т. 1. 498 c.; Т. 2. 530 c. 7 Гусейнова З. М. Принципы систематизации древнерусской музыкаль¬ной письменности XI–XIV вв.: дис. … канд. искусствоведения. Л., 1982. 8 Келдыш Ю. В. Древняя Русь XI–XVII века // История русской музыки: в 10 т. М.: Музыка, 1983. Т. 1. С. 91−99. 9 Лозо¬вая И. Е. Модальный комплекс певческих текстов анафоры и система октоиха // Актуальные проблемы изучения древнерусского церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского): Материалы международной научной конференции 12–16 мая 2009 года: сб. ст. / сост., отв. ред. И. Е. Лозовая. М., 2011. Вып. 6. С. 330–343. 10 Металлов В. М. Азбука крюкового пения. Опыт систематического руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного роспева периода ¬ киноварных помет. М.: Синодальная тип., 1899. 130 c. 11 Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля. М.: Знак, 2007. 880 c. 12 Пожидаева Г. А. Пространные рас¬певы Древней Руси XI–XVII веков. М.: Изд-во МГУК, 1999. 13 Пожидаева Г. А. Традиция древнерус¬ской монодии в песнопениях «Типографского устава» // Древняя Русь. Вопросы медиеви¬стики. 2005. № 4. С. 80–102; 2006. № 1. С. 91–104. 14 Преображенский А. В. Греко-русские певчие параллели XII–XIII вв. // «De musica». Временник отдела истории и теории музыки, издаваемый Государственным институтом истории искусств в Ленинграде. Л., 1926. Вып 2. С. 60–76. 15 Преображенский А. В. О сходстве русского музыкального письма с греческим в певче¬ских рукописях XI–XII вв. // Русская музыкальная газета. М., 1909. № 8. Стб. 194–197. № 9. Стб. 229–233. № 10. Стб. 257–261. 16 Разумовский Д. В. Церковное пение в России. Опыт историко-технического изложения. М.: Тип. Т. Рис, 1867–1869. 136 c. 17 Русская духовная музыка в документах и материалах. М.: Языки славянских культур, 2012. Т. VII. 1320 c. 18 Статис Г. Искусство пения в православном богослужении. Сущность византийского и поствизантийского пения // Гимнология. Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории). 3–8 сентября 1996. М., 2000. 19 Стефанович Д. Церковно-славянская первооснова // Гимнология: Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» / Учёные записки Научного центра русской церковной музыки им. Протоиерея Димитрия Разумовского. М.: Композитор, 2000. Вып. 1, кн. 1. С. 138–145. 20 Тутолмина С. Н. Русско-греческие параллели в певческих Триодях // Греко-рус¬ские певческие параллели. К 100-летию афонской экспедиции С. В. Смоленского / сост. и науч. ред. А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2008. С. 77–86. 21 Ханник Х. Развитие знаменной нотации в русском Ирмологии до XVII в. // Музыкальная культура Средневековья. Проблемы древнерусской и армянской музыкальной письменности и культуры: сб. науч. трудов. М.: ЦМДКИ им. А. Рублёва, МГК, 1990. Вып. 1 / отв. ред. Т. Ф. Владышевская. С. 143–144. 22 Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Сов. композитор, 1983. 281 c. 23 Шидловский Н. Об источниках древнерусского Стихираря в связи с развитием византийской музыкальной культуры XI–XV вв. // Гимнология: Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3–8 сентября 1996 / Учёные запи¬ски Научного центра русской церковной музыки им. протоиерея Димитрия Разумовского. М., 2000. Вып. 1 / отв. ред. И. Е. Лозовая. С. 153–161. 24 Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII–XVII веков (на материале византийского и древне¬русского Ирмология): дис. … канд. искусствоведения. М., 1996. 25 Alexandru Maria. Studie über die «grossen Zeichen» der byzantinischen musikalischen Notation unter besonderer Berücksichtigung der Periode vom Ende des 12. bis Anfang des 19. Jahrhunderts. Kopenhagen, 2000. 26 Floros C. Universale Neumenkunde. Kassel, 1970. Bd. I–III. 27 Høeg C. The oldest slavonic tradition of byzantine music // Proceedings of the British Academy. Oxford, 1953. V. 39. 28 Levy K. Die slavische Kondakarien-Notation // Anfänge der slavischen Musik. Bratislava, 1966. S. 77–92. 29 Levy K. The earliest slavic melismatic chants // Fundamental problems of early slavic misic and poetry / ed. Ch. Hannick / MMB. Copenhagen, 1978. Subs. 6. P. 197–210. 30 Levy K. The slavic kontakia and their byzantine originale // Twenty fifth anniversary Festschrift of the City Uni¬versuty. N. Y., 1964. 31 Myers Gr. A Historical, Liturgical and Musical Exploration of Kondakarnoe Penie: The Deciphering of a Medieval Slavic Enigma. Sofia, 2009. 32 Palikarova-Verdeil R. La musique byzantine chez les Bulgares et les Russes // MMB. Copen¬hague: Munksgaard, 1953. Subs. 3. 33 Palikarova-Verdeil R. La musique byzantine chez les Bulgares et les Russes // MMB. Copenh¬ague: Munksgaard, 1953. Subs. 3. 34 Papathanasiou I., Boukas N. Early Diastematic Notation in Greek Christian Hymnographic Texts of Coptic Origin: A Reconsideration of the Source Material // Eastern Christian Studies 4 / Palaeobyzantine Notations III. Leuven – Paris – Dudley, 2004. P. 1–25. 35 Sticherarium antiquum Vindobonense // MMB. Serie principale. Copenhagen, 1987. Vol. 10 / ed. Gerda Wolfram. 36 Strunk O. Zwei Chilandari Chorbücher // Anfange der slavischen Musik. Bratislava, 1966. S. 65–76. 37 Velimirovič M. Byzantines elements in early slavic chant: The Hirmologion // MMB. Copenhagen, 1960. Subsidia IV.
PDF файл:   Скачать