← Назад

Название статьи: Парадигмальные основания русского религиозно-философского Ренессанса
Автор(ы): ЛИМОНЧЕНКО В. В.
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Год: 2014
Номер журнала: № 2 (32)
Страницы: 73-83
Индекс УДК: 1 (091) (470) “18/19”: 281.9
Индекс ББК: 83.3 (4 РУС) 5
Аннотация: Философская мысль Серебряного века рассматривается как аналитика речи о человеке при опоре на Православие как онтолого-экзистенциальное основание, что приводит к расширению диапазона человеческого опыта и реализации на этой основе различных вариантов осмысления первичной опытной очевидности — видение неправедности существующего состояния человека и мира при глубинной укоренённости их в Истине, Добре, Красоте. В творчестве Ф. М. Достоевского присутствует опыт метафизической очевидности, с которого осуществляется выстраивание философских концепций подобной антропологической ориентации. Это довольно своеобразная метафизика — не рациональная метафизика умозрений, но метафизика опыта. Метафизика как способ достижения истинного бытия, характерная для русской философии, не может быть понята без знакомства с опытом практического вхождения в пространство истины, что, во-первых, выводит человека на то «место», где с истиной можно встретиться, а во-вторых, преобразовывает самый ум как способ опознания истины. Перерождение «эвклидового ума» и просветление сознания подпольного человека не является задачей чисто умственной. Русский Серебряный век есть движение к многомерности человека. Такая открытость была в Античности осмыслена как космоцентризм — замыкание человека на мир, когда человек подлинно бытийствует, растворившись в космическом целом. Это — гуманизм космоцентричный, уничтожающий индивидуальную личность. Гуманизм ренессансный антропоцентричен, что замыкает человека на самого себя и ведёт к человекобожию. Такой гуманизм утверждает личность индивидуалистическую. Серебряный век грезит новым гуманизмом — теоцентричным, когда Бог, умерший в мире, воскресает в человеке. В этом бунтарство и смирение философской мысли Серебряного века — она звучит как соблазн и безумие и для мира религиозного, и для мира светского.
Ключевые слова: русский религиозно-философский ренессанс, ренессансный гуманизм, Абсолют, феноменология, трансрационализм
Cписок литературы: 1 Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н. А. Диалектика божественного и человеческого. М.: ООО Изд-во АСТ; Харьков: Фолио, 2003. С. 341–498. 2 Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М.: Мартис, 1998. 446 с. 3 Гарин И. Серебряный век: в 3 т. М.: ТЕРРА, 1999. Т. 1. 720 с. 4 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Роман в четырёх частях с эпилогом. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. Т. 1. 420 с. 5 Зеньковский В. В., прот. История русской философии: в 2 т. Париж: YMCA-PRESS, 1989. Т. 1. 420 с. 6 Киреевский И. В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. С. 293–332. 7 Преподобный Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве / пер. с серб. Л. Н. Даниленко. М.; СПб.: Сретенский монастырь Часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» с грошиками, 2002. 288 с. 8 Флоровский Г. В. Пути русского богословия. К.: Путь к истине, 1991. 600 с. 9 Франк С. Л. Апостол человечности // Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С. 357–360. 10 Франк С. Л. Достоевский и кризис гуманизма (К 50-летию дня смерти Достоевского) // Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С. 360–367. 11 Хоружий С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Хоружий С. С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. С. 62–116. 12 Шестов Л. Преодоление очевидностей (К столетию рождения Ф. М. Достоевского) // Шестов Л. Соч.: в 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 2. С. 5–405.
PDF файл:   Скачать