Название статьи: |
Апокрифическая концепция творения в Книге Еноха (II) |
Автор(ы): |
СЫРЦОВА Е. Н. |
Рубрика: |
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ |
Год: |
2014 |
Номер журнала: |
№ 2 (32) |
Страницы: |
49-61 |
Индекс УДК: |
1 (091) (229) (230) |
Индекс ББК: |
86. 37 |
Аннотация: |
В Книге Еноха (II), переведённой на славянский язык в ХI–XII вв., концепция творения «от небытья» представлена в форме описания создания демиургом мира с помощью явлений преисподней «из тьмы» и «среди тьмы», как первоначально невидимой реальности. Отcутствие в Книге Еноха отдельного инициального периода чистого света-времени и отнесение дифференциации тверди и вод, как и появления дня и ночи, к первому дню творения, а не ко второму, как в Книге Бытия, высвобождает второй день в апокрифическом чинопоследовании периодов космотворения (согласно пространной редакции) для выпускания Богом космической стихии большого огня, который в воде не угасает. Именно в этот второй космический день, как сообщает Книга, был не только создан, но и свержен один из десяти огненных архангелов со своими ангелами. Вместе с тем в апокрифе само небо уже предстаёт внутренне структурированным на семь (в краткой редакции) и десять (в пространной) последовательных небес относительно исходной периферии развёртывания космоса. Версия создания человека в пространной редакции Книги Еноха (II) не упоминает о том, что человек был создан «по образу» Бога, сообщая лишь, что человек был создан мудростью Бога из семи различных составляющих и может быть из них после смерти вновь воссоздан. Рассмотрение онтологических, космологических и антропологических аспектов апокрифической концепции творения в Книге Еноха (II) позволяет в целом отметить ряд существенных мировоззренческих особенностей по сравнению с традицией её раннехристианских интерпретаций в вопросах о творении космоса в Cвете и Логосе, пространстве и времени, ex nihilo или из видимых и невидимых, а также о творении и предназначении человека. |
Ключевые слова: |
Книга Еноха (II), апокрифы, древнеславянские переводы, творение космоса и человека |
Cписок литературы: |
1 Апокріфи і легенди з українських рукописів / зібрав, упорядкував і пояснив І. Франко. Львів: Наукове товариство імені Шевченка, 1896 («Памятки українсько руської мови і літератури видає комісія археографічна Наукового товариства імені Шевченка»). Т. І: Апокріфи старозавітні. 394 c. 2 Громов М. Н. К исследованию апокрифа о сотворении Адама // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1989. Т. XLII. С. 255–261. 3 Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София: Изд-во на Българската Академия на Науките, 1925 (фот. изд. 1970). С. 165–191. 4 Книга Еноха / подг. текста, пер. и коммент. Л. М.. Навтанович // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ. СПб.: Наука, 1999. Т. 3: XI–XII века. С. 204–241. 5 Космологические произведения в книжности Древней Руси: в 2 ч. СПб.: ИД «Міръ», 2009. Ч. II: Тексты плоскостно комарной и других космологических традиций / изд. подг. В. В. Мильков, С. М. Полянский. Серия «Памятники древнерусской мысли. Исследования и тексты». Вып. IV (2). 624 c. 6 Мещерский Н. А . К истории текста славянской книги Еноха (Следы памятников Кумрана в византийской и старославянской литературе) // Византийский временник. 1964. Т. 24. С. 91–108. 59 7 Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. ХI – начало ХII века / сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. М.: Худож. лит., 1978. 463 c. 8 Памятники литературы Древней Руси: ХII век / сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. М.: Худож. лит., 1980. 706 c. 9 Попов А. Н. Библиографические материалы. М.: Изд. ОИДР Московского ун-та, 1880. Вып. II–VII. С. 89–139. 10 Соколов М. И. Славянская книга Еноха Праведного. Тексты, лат. пер. и исслед. М.: Изд. ОИДР при Московском ун-те, 1910. 487 c. 11 Успенский сборник XII–XII вв. / изд. подг. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон; под ред. С. И. Коткова. М.: Наука, 1971. 752 c. Приложение. Рис. 1–16. 12 Le Livre des secrets d’Hénoch / Texte slave et traduction française par A. Vaillant. 2 ième édition. Paris: Institut d’ études slaves, 1976. 125 p. 13 Novaković St. Apokrif o Enohu // Starine. 1884. T. XVI. S. 67–81. 14 Novum Testamentum Graece et Latine / Textum graecum post Eberhard et Erwin Nestle communiter ediderunt Barbara et Kurt Aland, Johannes Karavidopoulos, Carlo M. Martini, Bruce M. Metzger. Textus latinus Novae Vulgatae Bibliorum sacrorum Editioni debetur… 27. Aufl. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1994. 810 p. 15 Origène. Traité des principes / introduction, texte critique de la version de Rufin, traduction par H. Crousel, M. Simonetti. Tome I (Livres I et II). Paris: Les Éditions du Cerf, 1978. 417 p. 16 Origène. Traité des principes / introduction, texte critique de la version de Rufin, traduction par H. Crousel et M. Simonetti. Tome III (Livres III et IV). Paris: Les Éditions du Cerf, 1980. 433 p. 17 2 (Slavonic Apocalypse of) Enoch. A New Translation and Introduction by F. I. Andersen // The Old Testament Pseudepigrapha. Ed. by J. H. Charlesworth. New York, 1983, vol. 1, pp. 91–121. 18 Das Slavische Henochbuch / von N. Bonwetsch // Abhandlungen der Koniglichen Gessellshaft der Wissenchaften zu Gottingen. Philologischhistorische Klasse. Neue Folge. Band I. № 3. Berlin, 1896. |
PDF файл: |
Скачать |