Название статьи: |
Типология культуры в немецкой классической философии |
Автор(ы): |
ЖУРАВСКАЯ А. А. |
Рубрика: |
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ |
Год: |
2014 |
Номер журнала: |
№ 2 (32) |
Страницы: |
62-72 |
Индекс УДК: |
1 |
Индекс ББК: |
87.25 |
Аннотация: |
Статья посвящена анализу типологии культуры в немецкой классической философии. Понятие типологии является важным для понимания не только представлений о культуре, свойственных представителям немецкой классической философии, но и особенностей функционирования культуры в целом. В статье рассматриваются представления о типологии в философии Канта, Гегеля, Шеллинга и Фихте. Все философы, принадлежащие к этой традиции, предлагают как критерий для типологии свободу и её развитие в обществе. Все они, кроме Фихте, выделяют по три типа культуры от древности до наших дней. Помимо свободы, каждый тип культуры связан со степенью раскрытия в нём гармоничных, основанных на разуме отношений, с правом и гармонией формы и содержания. Анализ подходов к данной проблеме в немецкой классической философии может помочь понять особенности современного состояния культуры. |
Ключевые слова: |
немецкая классическая философия, культура, типология культуры, государство, свобода |
Cписок литературы: |
1 Алферов А. А. Зачем И. Кант интерпретировал мировую историю как целенаправленный процесс? // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки: Научно-образовательный и прикладной журнал. 2005. № 2 (130). С. 16–19. 2 Арендт Х. Лекции по политической философии Канта. СПб.: Наука, 2012. 303 с. 3 Быкова М. Ф. «Феноменология духа» как проект социальной онтологии // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / отв. ред. Н. В. Мотрошилова. М.: «Канон-1», 2010. С. 292–313. 4 Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000. 477, {2} c. 5 Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике // Эстетика: в 4 т. М.: Искусство, 1968. Т. 1. С. 7–330. 6 Жучков В. А. «Коперниканский переворот» и понятие культуры у Канта // История философии. М.: ИФ РАН, 1998. Вып. 3. С. 29–54. 7 Жучков В. А. О «коперниканском перевороте» Канта и некоторых предрассудках кантоведения // Историко-философский ежегодник – 2004. М.: Наука, 2005. С. 227–238. 8 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч.: в 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 7. С. 137–375. 9 Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч.: в 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 8. С. 12–28. 10 Ланкин В. Г. Вариантность смысла и типология культур // Вестник Томского государственного университета. 2011. Вып. № 11. С. 180–186. 11 Ойзерман Т. И. Философия как история философии. СПб.: Алетейя. 1990. 448 с. 12 Сараф М. Я. Опыт типологии культуры. Голицыно: ГВИ ФПС РФ, 2003. 100 с. 13 Смирнов И. П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М.: Аграф, 2000. 544 с. 14 Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. 240 с. 15 Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи // Фихте И. Г. Соч. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 2. С. 361–617. 16 Хейде Л. Осуществление свободы: введение в гегелевскую философию права. М.: Гнозис, 1995. 256 с. 17 Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1987. Т. 1. С. 227–489. 18 Шюс К. Sapere aude: философия образования Иммануила Канта // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы: материалы Третьей междунар. науч. конф., 1–3 окт. 2008 г. / Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского [и др.]; отв. ред.: В. И. Разумов, д-р филос. наук. Омск: АнтропоТопос, 2008. Ч. 2. С. 191–202. |
PDF файл: |
Скачать |