← Назад

Название статьи: Может ли быть А. П. Чехов субъектом современной культуры?
Автор(ы): ЗАЙЦЕВ В. С.
Рубрика: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА СЛАВЯНСКОГО МИРА
Год: 2014
Номер журнала: № 2 (32)
Страницы: 41-48
Индекс УДК: 13.07
Индекс ББК: 71.0
Аннотация: Личность А. П. Чехова является уникальным культурным феноменом. Попытка интерпретации категории «субъект культуры» на примере данного феномена расширяет представление о роли отдельной личности в культурных процессах. Отдельные положения концепции диалога культур и семиотического подхода допускают возможность переосмысления субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в культурном пространстве. Полноценная коммуникация, которая является необходимым атрибутом рецепции как текста культуры, так и личности его автора, возможна, прежде всего, в рамках субъект-субъектных отношений. Изучение механизмов подобной коммуникации на примере таких художников, как А. П. Чехов, позволяет говорить о существовании вневременных субъектов культуры, т. е. личностей, адекватных многим социокультурным контекстам. В культуре не существует мёртвых форм, есть актуальные и неактуальные реалии. Актуальность применительно к личности в культурном пространстве является мерилом «субъектности».
Ключевые слова: субъект, культура, диалог культур, актуальность, Чехов, Бахтин, Лотман
Cписок литературы: 1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с. 2 Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с. 3 Долженков П. Н. Чехов и позитивизм. М.: Изд-во «Скорпион», 2003. 192 с. 4 Ильенков Э. В. Субъект и объект // Большая советская энциклопедия: в 51 т. М.: Большая сов. энциклопедия, 1956. Т. 41. С. 184–185. 5 Каньков Ю. С. «Божественная комедия» Данте: проблема рецепции // Классика и современность. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001. С. 54–64. 6 Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с. 7 Мамардашвили М. К. Очерк современной европейской философии. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 608 с. 8 Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. СПб.: Русский Христианский гуманитарный ин-т, 1997. 473 с. 9 Микешина Л. А. Субъект // Культурология. Энциклопедия: в 2 т. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. Т. 2. С. 602–608. 47 10 Собенников А. С. Чехов и христианство. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2001. 82 с. 11 Чудаков А. П. «Между “есть бог” и “нет бога” лежит целое громадное поле…» Чехов и вера // Новый мир. 1996. № 9. С. 186–192. 12 Шестов Л. Творчество из ничего // А. П. Чехов: pro et contra. СПб.: Русский Христианский гуманитарный ин-т, 2002. С. 566–598.
PDF файл:   Скачать