← Назад

Название статьи: Роль хореографа-постановщика П. П. Вирского в процессе возникновения и развития народно-сценического хореографического искусства Украины
Автор(ы): ДОРОШЕНКО В. Ф.
Рубрика: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Год: 2014
Номер журнала: № 2 (32)
Страницы: 171-180
Индекс УДК: 793.31
Индекс ББК: 85.325.7
Аннотация: Одним из выдающихся танцовщиков, пионером в интерпретации украинского народного танца на сцене является П. П. Вирский. Он фактически перевернул всю историю и развитие народной хореографии, подняв национальное творчество на уровень высокого профессионализма. Поставленные им программы отличались характерной поэтической обобщённостью образов, в них находили место юмор, сатира, героика, лирика. Его работы имеют свой особый танцевальный «почерк»: артисты танцуют не только ногами, но и корпусом, каждое движение очень выразительное, театральное. Вирский был новатором: первый применил в танце элементы кино, стремился оживить академический танец народным и осмыслить театральным действием. В творческой практике балетмейстера определились два основных стилистических направления: в одном из них реалистическое отображение жизни возникало из логического развития действия и эмоционального состояния персонажей, проиллюстрированных танцевально-игровыми движениями. Номера этого направления слагались из многих мелких деталей. Танцы другого направления воссоздавали обобщённые образы действительности. П. П. Вирский создал около ста отдельных номеров. Он интерпретировал только украинский фольклор, на его основе создавал как массовые и красочные хореографические полотна, так и проникновенные лирические, героические или юмористические танцевальные миниатюры. Творчество П. Вирского синтезировало достижения нескольких поколений украинских хореографов в сфере сценической интерпретации народного танца. Он всегда опирался на традиции, но воспринимал их творчески, обогащая опытом профессионального классического танцовщика и талантливого многопланового хореографа.
Ключевые слова: национальная традиция и новаторство, украинский народно-сценический танец, Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины П. П. Вирского
Cписок литературы: 1 Бойко О. С. Художественный образ в народно-сценическом танце: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. Киев, 2008. 32 с. 2 Боримская Т. Секреты творчества // Советская культура. 1969. 24 мая. 3 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.: Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом), 1952. Т. 8: Петербургские записки 1836 года. С. 177–190. 4 Горохов Н., Кривохижа А. Первый и единственный в мире // Музей истории украинcкого хореографического искусства. Кировоград: КОГТРК, 2009. 5 Керженцев П. Закончилась Декада украинского искусства // Правда. 1936. 23 марта. 6 Николаева Т. История украинского костюма: учеб. пособие для студентов. Киев: Лыбедь, 1996. 176 с. 7 Русский балет и его звёзды / под ред. Е. Я. Суриц. М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», Паркстоун, 1998. 208 с. 8 Фисечко А. Павел Вирский (1905–1975) хореограф, реформатор сценического искусства // 100 великих украинцев / Интернет-журнал. 2008. URL: http://fisechko. ru/100vel/ukrain/95.html (дата обращения: 12.01.2014).
PDF файл:   Скачать