← Назад

Название статьи: Мифопоэтический и философский путь М. Волошина в таинственный мир художественного искусства
Автор(ы): ЗАЯЦ С. М.
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Год: 2014
Номер журнала: № 3 (33)
Страницы: 104-119
Индекс УДК: 281.9
Индекс ББК: 86.372
Аннотация: Творчество Максимилиана Волошина представляет для нас интерес в плане созидания уникального мифопоэтического лика, сформировавшегося в эпоху Серебряного века, когда русская культура переживала своеобразный философский, богословский и художественный ренессанс. В своём творчестве Волошин сумел запечатлеть стремление художника и творца к «наивысшей действительности», в которой человек ощущает себя причастником божественной реальности. Волошин прекрасно понимает, что истинное творчество должно следовать за искрой сознания. Искра сознания родила человеческую цивилизацию. Волошин прослеживает путь от первичной реальности импрессионизма до символизма, от которого рукой подать до идеализма. Художественный мир становится значимым, если в нём совмещённость форм, исторического и мистического опыта. Художник же видится создателем новых форм, связующим звеном между горним и земным. В области религиозной мыслитель неизбежно соприкасается с тайной, лучше сказать, высшей тайной, которая для Волошина была воплощена в лике. Ликом же мог обладать только избранный, способный к преобразованию мира и личности. Лик, красота и высшая простота - вот путь волошинских устремлений и как художника, и как оригинального мыслителя.
Ключевые слова: МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ЛИК, ВЫСШАЯ ПРОСТОТА, КРАСОТА, "НАИВЫСШАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ", ИСКРА СОЗНАНИЯ, СОЗДАТЕЛЬ НОВЫХ ФОРМ
Cписок литературы: 1 Аскольдов С. Сознание как целое. М.: Тов-во тип. А. И. Мамонтова, 1918. 54 с. 2 Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.: Изд-е Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1918. 48 с. 3 Бергсон А. Материя и память: Исследование об отношении тела к духу. СПб.: Изд. Д. Е. Жуковского, 1911. 268 с. 4 Блок А. А. О символизме: О современном состоянии русского символизма. Пб.: Алконост, 1921. 28 с. 5 Брюсов В. Я. Далёкие и близкие. М.: Скорпион, 1912. 214 с. 6 Волошин М. А. Лики творчества / изд. подгот. В. А. Мануйлов, В. П. Купченко, А. В. Лавров. Вступ. ст. С. Наровчатов. Л.: Наука, 1988. 848 с. 7 Волошин М. А. О книгах. Peladan. «Последняя лекция Леонардо да Винчи в академии…» // Весы. 1904. № 11. С. 58–59. 8 Вламинк М. Из записей Ф. Фельса // Мастера искусств об искусстве. М.: Искусство, 1969. Т. 5, кн. 1. 448 с. 9 Жарких В. Б. Умозрение в красках: М. А. Волошин. М.: Штрих, 2008. 240 с. 10 Карсавин Л. О личности // Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс, 1992. LXXIII, 325 с. Т. 1 / сост. и вступ. ст. С. С. Хоружего. С. 1–232. 11 Келен Л. Новая живопись. М.: Ирис, 1913. 80 с. 12 Лосев А. Ф. Из ранних произведений: Диалектика мифа / вступ. ст. А. А. Тахо-Годи и Л. А. Гоготишвили, отв. ред. А. А. Тахо-Годи, сост. и подг. текста И. И. Маханькова, примеч. Л. А. Гоготишвили, М. М. Гамаюнова, И. И. Маханькова. М.: Правда, 1990. 656 с. 13 Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с. 14 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980. Т. VI. 766 с. 15 Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы. М.: Изд-е автора, 1927. 250 с. 16 Маковский С. К. Последние итоги живописи. Берлин: Русское университет. изд-во, 1922. 157 с. 17 Малевич К. Бог не скинут. Искусство. Церковь. Фабрика. Витебск: Уновис, 1922. 40 с. 18 О самом себе // Максимилиан Волошин — художник: сб. материалов. / сост. Р. Попова. М.: Сов. художник, 1976. С. 41–48. 19 Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М.: Искусство, 1971. 456 с. 20 Синьяк П. Дневник // Мастера искусств об искусстве. М.: Искусство, 1969. Т. 5, кн. 1. 448 с. 21 Соловьев В. С. Красота в природе // Соловьев В. С. Собр. соч.: в 10 т. 2-е изд. СПб.: Просвещение, 1911–1914. Т. VI. С. 33–74. 22 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965. 296 с. 23 Унамуно де М. Избранное: в 2 т. Л.: Худож. лит., 1981. Т. 2. 352 с. 24 Флоренский П. А. Иконостас // Богословские труды. М.: Изд-е Московской патриархии, 1972. Т. IX. С. 83–148. 25 Флоренский П. А. Общечеловеческие корни идеализма // Богословский вестник. 1909. № 2. С. 284–297. 26 Флоренский П. А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях // Декоративное искусство СССР. 1982. № 1. С. 25–29. 27 Эллис К. Русские символисты. М.: Мусагет, 1910. 338 с. 28 Эрберг К. Цель творчества. Опыты по теории творчества и эстетике. М.: Русская мысль, 1913. 254 с.
PDF файл:   Скачать