Название статьи: |
Культ святого Вацлава: чешская идентичность и христианская универсальность |
Автор(ы): |
ЛАНЦЕВА А. М. |
Рубрика: |
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА СЛАВЯНСКОГО МИРА |
Год: |
2014 |
Номер журнала: |
№ 3 (33) |
Страницы: |
59-67 |
Индекс УДК: |
008+930.85 |
Индекс ББК: |
63.3(2)6-7 |
Аннотация: |
Культ св. Вацлава сформировался в середине X в., заняв особое место в галерее средневековых святых правителей. В том же веке святовацлавский культ постепенно перешёл культурные границы Чехии и распространился на территорию европейского культурного универсума: в Польшу, Силезию, на немецкую территорию Священной Римской империи, Данию, Италию, даже Великобританию. С эпохи средневековья почитание св. Вацлава находит своё воплощение в искусстве как стран славянского универсума, так и Западной Европы в таких её жанрах, как агиография, архитектура, скульптура, музыка и изобразительное искусство. Особое внимание уделяется культурно-религиозным аспектам проникновения почитания чешского святого (Вячеслав в русской традиции) в русскую культуру, что обусловлено местным процессом формирования и развития борисоглебского культа X-XII вв. В настоящее время традиция празднования дня Св. Вацлава (28 сентября) установлена в Чешской Республике на государственном уровне как день чешской государственности. |
Ключевые слова: |
ЧЕШСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ХРИСТИАНСКИЙ УНИВЕРСУМ, СВЯТОЙ ВАЦЛАВ, КУЛЬТ СВЯТОГО, ТЕОЦЕНТРИЗМ, КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА, КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ, АГИОГРАФИЯ, КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ, МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ |
Cписок литературы: |
1 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. М.: РГБ, 2004. 361 с. 2 Блаж. Августин. Творения. СПб.: Алетейа, 1998. Т. 3. 584 с. 3 Вернадский Г. Киевская Русь. Глава XI. URL: http://gumilevica.kulichki.net (дата обращения 25.10.2012). 4 Лаптева Л. П. Хроника Козьмы Пражского и ее отражение в историографии позднего средневековья // Проблемы славяноведения. Брянск: Изд-во БГПУ, 2006. Вып. 8. C. 131–132. 5 Лосева О. В. Месяцеслов и именослов в Древней Руси // Румянцевские чтения. М: РГБ, 1996. Ч. 2. С. 63–71. 6 Мельников Г. П. История культур зарубежных славянских народов. М.: ГАСК, 1994. Т. 1. 486 с. 7 Никольский Н. К. «Повесть временных лет» как источник истории начального периода русской письменности и культуры». Л.: Изд-во АН СССР, 1930. 107 с. 8 Парамонова М. Ю. Генеалогия святого: мотивы религиозной легитимизации правящей династии в ранней святовацлавской агиографии // Одиссей. М.: ГУ ВШЭ, 1996. С. 178–204. 9 Парамонова М. Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительно-исторический анализ вацлавского и борисоглебского культов. М.: ИВИ РАН, 2003. 405 с. 10 Рогов А. И. Жизнеописание первых чешских князей в древнерусской письменности и культуре // Сказания о начале Чешского государства в древнерусской письменности. М.: Наука, 1970. С. 5–33. 11 Тананаева Л. И. Цикл святого Вацлава в творчестве Карела Шкреты // Барокко в славянских культурах. М.: Наука, 1982. 276–299 c. 12 Филипович Е. Свет Православия в Чехии и Словакии. Прага: Русская традиция, 2009. 184 c., 74 ил. 13 Флоровский А. В. Чехи и восточные славяне. Очерки истории русско-чешских отношений. Praha: Slovansky ustav, 1935–1947. 29–30 с. |
PDF файл: |
Скачать |