← Назад

Название статьи: «Драгоценные тайны и таинства человеческой души» (И. А. Гончаров в этических спорах своей эпохи)
Автор(ы): МЕЛЬНИК В. И.
Рубрика: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Год: 2014
Номер журнала: № 3 (33)
Страницы: 139-149
Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)1-8 Гончаров И. А.
Аннотация: Определение нравственно-этических представлений И. А. Гончарова в контексте его споров с современным позитивизмом и вульгарным материализмом. Художественные, цензорские, критические и эпистолярные тексты Гончарова, а также его библиотека, частично сохранившаяся до наших дней, - всё показывает глубокий интерес писателя к трудам современных ему философов-позитивистов, с которыми он полемизирует начиная с первого романа «Обыкновенная история» и до романа «Обрыв» и «Необыкновенной истории». Гончаров был ознакомлен с работами Г. Бокля, Д. Милля и других философов позитивистского толка. Смысл спора состоит в том, что Гончаров возмущён попытками строить нравственность не на традиционно-религиозных основаниях, а на «научных принципах». Полемика Гончарова с позитивной этикой особенно активно ведётся в 1860-1870-е гг., в романе «Обрыв» одной из ключевых является образ нигилиста Волохова. Однако уже в своём первом романе писатель выводит фигуру первого в русской литературе позитивиста Петра Адуева, предварившего отчасти образ тургеневского Базарова (роман «Отцы и дети»). Свою собственную этику Гончаров строит на основании религии.
Ключевые слова: И. А. ГОНЧАРОВ, ЭТИКА, РОМАНЫ, ПОЗИТИВИЗМ, ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИА ЛИЗМ, НАУКА, АНАЛИЗ, КОНТ, МИЛЛЬ, БОКЛЬ, ПИСАРЕВ, РЕЛИГИЯ, ДУША
Cписок литературы: 1 Белопольский В. Н. Достоевский и позитивизм. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1985. 76 с. 2 Бокль Г. Т. История цивилизации в Англии: в 2 т. СПб.: Изд-во Н. Тиблена, 1863. Т. 1. 3 Бюхнер Л. Сила и материя. М.: Изд-во А. И. Васильева, 1906. 291 с. 4 Гончаров И. А. Необыкновенная история // Лит. наследство. М.: Изд-во ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. Т. 102: И. А. Гончаров. Новые материалы и исследования / отв. ред. С. А. Макашин, Т. Г. Динесман. Вступ. ст., подг. текста и коммент. Н.Ф. Будановой. С. 184–304. 5 Гончаров И. А. О пользе истории: Неизвестная статья И. А. Гончарова / публ. М. Блинчевской // Неделя. 1965. № 32. 1–7 августа. С. 21. 6 Гончаров И. А. Собр. соч.: в 8 т. М.: Гослитиздат, 1952–1955. Т. VIII: Cтатьи, заметки, рецензии, письма / подг. текста и примеч. А. П. Рыбасова, А. П. Могилянского и М. Я. Полякова. 1955. 576 с. 7 Гончаров И. А. Собр. соч.: в 8 т. М.: Худож. лит., 1977–1980. Т. 7: Очерки, автобиографии, воспоминания. Необыкновенная история / подг. текста и коммент. В. А. Недзвецкого. 1980. 462 c. 8 Гончаров И. А. Цензорские отзывы (21). 1866 год / коммент. В. Е. Евгеньева-Максимова // Голос минувшего. 1916. № 12. 9 Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 474 с. 10 Достоевский Ф. М. Письма: в 4 т.. М.; Л.: Изд-во Academia, 1934. Т. 3. 396 с. 11 Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М.; Л.: Наука, 1966. 324 с. 12 Милль Д. С. Утилитарианизм. О свободе. СПб.: Тип. А. М. Котомина, 1882. 389 с. 13 Никитенко А. В. Дневник: в 3 т. М.: Гослитиздат, 1955. Т. 2 / подг. текста, вступит. ст. и примеч. И. Я. Айзенштока. 652 с. 14 Д. И. Писарев об атеизме, религии и церкви. М.: Мысль, 1984. 416 с. 15 Пустарнаков В. Ф. М. А. Бакунин как философ // Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987. 576 с. 16 Тиндаль Д. Речи и статьи. М.: Тип. В. М. Фриш, 1875. 190 с. 17 Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 576 с. 18 Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. 416 с.
PDF файл:   Скачать