← Назад

Название статьи: Анонимное сочинение «Молоток на “Камень веры”» и его предполагаемый автор
Автор(ы): КРАШЕНИННИКОВА О. А.
Рубрика: Литературоведение и языкознание
Год: 2014
Номер журнала: № 4 (34)
Страницы: 116-131
Индекс УДК: 82.091
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)1
Аннотация: «Молоток на “Камень веры”» — анонимный русский лютеранский памфлет, написанный около 1731 г. против книги «Камень веры» (1728) митрополита Стефана Яворского. Происхождение этого сочинения до сих пор является загадкой, как и имя его автора — неизвестного «русского лютеранина». В исследованиях прошлых лет не предпринималось попыток выявить все известные рукописные списки этого сочинения, определить его автора, время и обстоятельства его создания. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо было провести архивные изыскания и выявить наиболее авторитетный список сочинения. Второй целью исследования было охарактеризовать комплекс общественно-политических взглядов автора и полемический контекст памфлета. Автор «Молотка...» выступает как безусловный сторонник церковной реформы Петра I. С этих позиций он ведёт критику консервативно настроенного духовенства — покойного митрополита Стефана Яворского и его единомышленников. Идейная и стилистическая близость анонимного сочинения к «Духовному регламенту» Феофана Прокоповича позволяет предположить в обоих случаях авторство архиепископа Новгородского Феофана. Целью создания памфлета было добиться правительственного запрета «Камня веры». Однако в «Молотке…» прослеживаются также следы иноязычного сочинения. Немецкие связи Феофана ведут в Германию, к известному лютеранскому богослову Д. Э. Яблонскому, автору неопубликованного сочинения «Молот слова Божьего, который разбивает камень» (около 1731). Представляется, что отдельные фрагменты этого сочинения были использованы Феофаном при создании его «Молотка…».
Ключевые слова: Феофан Прокопович, Стефан Яворский, «Камень веры», «Молоток на “Камень веры”», Д. Э. Яблонский, лютеранская полемика, соединение церквей
Cписок литературы: 1 Арсений (Мацеевич), митр. Возражение на пашквиль лютеранский, нареченный молоток на книгу Камень веры, который молоток показался быть восковый, яко воск от лица огня, сиречь от слова Божия, и самыя истинны исчезнувший // ОР РГБ. Ф. 299, № 118; Ф. 304, II. № 127; ОР РНБ. F. I. 190 и др. 2 Герье В. Лейбниц и его век. СПб.: Печатня В. Головина, 1868. Т. 1. 612 с. 3 Герье В. Отношения Лейбница к России и Петру Великому по неизданным бумагам Лейбница в Ганноверской библиотеке. СПб.: Печатня В. Головина, 1871. Т. 2. 208 с. 4 Грасгофф Х. Из истории связей Берлинского Общества наук с Россией в 20-х годах XVIII в. // XVIII век: Сборник 7: Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М.; Л., 1966. С. 59–65. 5 Григорьев А. Б. Загадки сочинения «Молоток на книгу “Камень веры”» // Филаретовский альманах. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. Вып. 8. С. 97–148. 6 Извеков Д. Из истории богословской полемической литературы XVIII столетия // Православное обозрение. 1871. № 8. С. 139–171; № 9. С. 266–307. 7 Карташев А. В. К вопросу о православии Феофана Прокоповича // Сборник статей в честь Дмитрия Фомича Кобеко. СПб., 1913. С. 225–236. 8 Корзун С. Г. Генрих Гюйссен и борьба протестантов и католиков за влияние на Русскую православную церковь в эпоху раннего Просвещения // Славянский альманах. М.: Индрик, 2012. С. 53–63. 9 Морев И. В. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб.: Тип. «Арт. журн.», 1904. 372 с. 10 Морозов П. О. Феофан Прокопович как писатель. Очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1880. 402 с. 11 Ничик В. М. Феофан Прокопович. М.: Мысль, 1977. 187 с. 12 Феофан Прокопович. Избранные труды / сост., автор вступит. ст. и коммент. И. В. Курукин. М.: РОССПЭН, 2010. 623 с. 13 Феофилакт Лопатинский, архиеп. Апокрисис, или ответ на написание ответное Францишка Будеа к некоему другу, на Москве живущему, о лютеранской ереси, на книгу блаженныя памяти Преосвященнейшаго Стефана Яворского, митрополита Рязанскаго и Муромскаго и прочая, нареченную «Камень веры», напечатанное в Иэнне лета 1729-го, сочиненное Феофилактом Лопатинским, Архиепископом Тверским и Кашинским — ОР БАН, № 12.7.4. 237 лл. 14 Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб.: Имп. Акад. Наук, 1868. 762 с. 15 Buddeus J. F. Epistola apologetica pro ecclesia lutherana contra columnias et obtrectationes Stephano Javorsskii ad amicum. Jenae, 1729. 138 s. 16 Ribera B. F. Responsum antapologeticum ecclesiae catholicae contra calumniosas blasphemias Joannis Francisci Buddei nomine evulgatas in orthodoxos latinos et graecos; quo, Petrae Fidei a Stephano Javorskio Resanensi metropolita, etc. ad evertendum Lutheri Pantheon jactae, repetitur ictus. Viennae, 1731. 17 Shippan M. Daniel Ernst Jablonski und die Auseinandersetzungen um das «Veränderte Russland» Zar Peters I // Brückenschläge. Daniel Ernst Jablonski im Europa der Frühaufklärung / hrsg. Von J. Bahlcke, B. Dybas, H. Rudolf. Dobel, 2010. S. 223–235. 18 Winter E. Die Brüder Daniel Ernst und Johann Theodor Jablonsky und Russland // Archiv pro badani o zivote a dile Jana Amose Komenskeho. 1965. № 23.
PDF файл:   Скачать