Название статьи: |
Образы насилия в западном кинематографе 1910–1920-х гг.: ментальный субстрат «перманентной войны» |
Автор(ы): |
САЛЬНИКОВА Е. В. |
Рубрика: |
Теория и история искусства |
Год: |
2014 |
Номер журнала: |
№ 4 (34) |
Страницы: |
178-195 |
Индекс УДК: |
778.5 |
Индекс ББК: |
85.37 |
Аннотация: |
Ещё до начала Первой мировой войны кинематограф осознаёт эстетическую и коммерческую значимость военной тематики. Война начинает пониматься в немом кино как ключевое звено человеческой деятельности. Цель исследования — осмысление той роли, которую сыграло обращение к военной тематике в становлении художественного языка немого кинематографа, его формальных и содержательных аспектов. Обнаруживается наличие визуальных и смысловых лейтмотивов фильмов на религиозную тему (высоко популярных в начале ХХ в.), фильмов о войне и киносюжетов, никак напрямую не связанных с какой-либо войной. Жизнь любого исторического периода начинает интерпретироваться в немом кино как род военных действий общества, государства, какой-либо могущественной корпорации против отдельных индивидов. Такое видение способствует отступлению от традиций живописного построения кадра, более активному освоению разомкнутых композиций объектов запечатления, динамизации киноповествования, воплощению в художественном кино иллюзии документальности. Возникают эпизоды, отсутствие вербальной составляющей которых мотивировано не столько техническим несовершенством молодого искусства, сколько невозможностью членораздельной речи в мире, погружённом в военный хаос. Рождается миф киноискусства о невидимой кинокамере, вездесущей и недосягаемой для чьего-либо воздействия. Позиция «киноглаза» осмысляется как позиция вынужденного невмешательства в запечатлеваемые события. Кинематографическое видение развивается как внутренний конфликт «равнодушной» камеры, фиксирующей ужасы жизненной дисгармонии, насилия, смерти, и эмоциональной динамики человека, управляющего камерой и одновременно выступающего в роли переживающего наблюдателя запечатлеваемой картины мира, полного агрессии и страдания. |
Ключевые слова: |
визуальная культура, немое кино, кинокамера, библейский сюжет, историческая драма, военная тематика, массовые сцены, режиссура, кадр |
Cписок литературы: |
1 Вирильо П. Машина зрения. СПб.: Наука, 2004. 140 с. 2 Кракауэр З. От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино. М.: Искусство, 1977. 320 с. 3 Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 5–239. 4 Петров В. М. Социальная и культурная динамика: методология прогнозирования. Информационный подход. М.: URSS, 2012. 272 с. 5 Теплиц Е. История киноискусства. 1895–1927. М.: Прогресс, 1968. 326 с. 6 Хемингуэй Э. Смерть после полудня // Хемингуэй Э. Избранные произведения: в 2 т. М.: Худож. лит., 1959. Т. 2. C. 171–194. 7 Bean J. M., Horak L., Kapae A. Silent Cinema and the Politics of Space. Bloomington. Indiana University Press, 2014. 337 p. 8 Bondanella P. A History of Italian Cinema. New York: The Continuum International Publishing Group Inc., 2009. 649 p. 9 Koszarski R. An Evening’s Entertainment: The Age of the Silent Feature Pictures. 1915– 1928. Berkeley and Los Angeles. University of California Press, 1994. 394 p. 10 Silent Film. Ed. By Abel R. London. The ATHLONE Press, 1996. 316 p. |
PDF файл: |
Скачать |