← Назад

Название статьи: Мастеропение в Свято-Троицкой Сергиевой лавре: конец XVIII – начало XXI вв.
Автор(ы): ГЕНЧЕНКОВА М. В.
Рубрика: Искусствоведение
Год: 2015
Номер журнала: № 1, (35)
Страницы: 177-190
Индекс УДК: 781
Индекс ББК: 85.313 (2)
Аннотация: В XVIII в. путевой распев и строчное многоголосие уходят из клиросной практики. Начинается принципиально новый, поздний период в развитии лаврского пения. Сюда следует отнести одноголосные песнопения, которые были созданы около XVIII–XIX вв. и позднее гармонизованы. Изучение стилистики песнопений необходимо для осмысления местной традиции. Основные композиционные принципы лаврских распевщиков в XVIII–XIX вв. — традиционные. В основу песнопения могло быть положено одноимённое песнопение другого распева. Изначальный интонационный рисунок варьировался, причём мелодия могла быть как упрощена, так и усложнена. В песнопении могли сочетаться стилистические признаки различных распевов: знаменного, киевского, греческого и их сокращённых вариантов. В песнопениях, наряду с интонационными формулами разных распевов, вводились местные, троицкие кокизы, которые органично вписывались в интонационную ткань мелодии. Кроме того, были созданы оригинальные мелодии, имеющие собственно лаврские мелодико-ритмические формулы. Позднее партесное многоголосие — ещё один период троицкого песнотворчества, связанный с поздним лаврским одноголосием и авторским творчеством. Формирование его не было постепенным. По мнению, господствующему в Лавре, там очень долго существовала одноголосная традиция, а партес появился поздно, на грани XIX–XX вв. Таким же образом, после достаточно большого перерыва, возникло современное лаврское песнотворчество архимандрита Матфея и диакона Сергия Трубачёва. Но оно продолжает и развивает прерванные традиции многоголосия начала XX в. Старинные лаврские мелодии продолжают своё бытование.
Ключевые слова: Свято-Троицкая Сергиева лавра, преподобный Сергий Радонежский, Сергий Трубачёв, архимандрит Матфей, традиция, церковная музыка, песнопение, монодия, многоголосие, стилистика
Cписок литературы: 1 Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972. 423 с. 2 Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров / сост. Архим. Матфей (Мормыль). Сергиев Посад: СТСЛ, 2005. 492 с.: нот. 3 Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. 432 с. 4 Захарьина Н. Б. Русские певческие книги: типология, пути эволюции: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М., 2007. 37 с. 5 Ирмологий по напеву Троице-Сергиевой Лавры. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1982. Т. 2. 213 с.: нот. 6 Ирмологий. Нотное приложение. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1983. Т. 3. 480 с. 7 Металлов В. М. Осмогласие знаменного распева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного пения по гласовым попевкам. М.: Синод. тип., 1899. 92 с. 8 Монастырские напевы XVI–XVII веков: Традиции русского церковного пения. Вып. II / пер. крюкового письма Г. Пожидаевой. М.: Композитор, 2002. 148 с. 9 Нафанаил (Бачкало), иером. Всенощное бдение. Сергиев Посад: СТСЛ, 2009. 287 с. 10 Обиход нотного пения употребительных церковных распевов: в 2 ч.: Всенощное бдение; Божественная Литургия. Репр. изд. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. 314 с. 11 Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI–XVII веков. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1997. 337 с. 12 Песнопения Божественной Литургии (для однородного хора) / сост. архим. Матфей, игум. Никифор. Сергиев Посад: СТСЛ, 2006. 175 с.: нот. 13 Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник для монастырских хоров / сост. архим. Матфей (Мормыль). Сергиев Посад: СТСЛ, 2002. 269 с.: нот. 14 Песнопения Страстной Седмицы. Нотный сборник для монастырских хоров / сост. архим. Матфей (Мормыль). Сергиев Посад: СТСЛ, 2002. 424 с.: нот. 15 Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля. М.: Знак, 2007. 880 с. 16 Праздники нотного пения, сиречь нотныя службы на дни двунадесятых Господских и Богородичных праздников (неподвижных). Репр.изд. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. 224 с. 17 РГБ. Ф. 304.1 № 458. Ирмолог киевского распева XVIII в. 140 л. 18 РГБ. Ф. 304.1 № 459. Ирмолог киевского распева XVIII в. 180 л. 19 РГБ. Ф. 304.2 № 390. Сборник духовных песнопений учебного характера на линейных нотах (рукопись). 20 Рождественский праздничный триптих: нот. прил. к юбил. записи хора Троице-Сергиевой Лавры: для муж. хора без сопровожд / сост. архим. Матфей (Мормыль). Сергиев Посад: СТСЛ, 1999. 104 с. 21 Серегина Н. С. Песнопения русским святым. СПб: РИИИ, 1994. 469 с. 22 Триодь нотного пения: Постная и Цветная. М.: Синод. тип., 1891. 161 с. 23 Трубачёв С., диак. Полное собрание богослужебных песнопений: в 2 т. М.: Живоносный источник, 2007. Т. 1. 300 с. 24 Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л.: Музыка, 1971. 354 с.
PDF файл:   Скачать