← Назад

Название статьи: Русская литература и средневековая исихастская традиция (на примере повести Н. С. Лескова «На краю света»)
Автор(ы): БЕДИНА Н. Н.
Рубрика: Языкознание и литературоведение
Год: 2015
Номер журнала: № 1, (35)
Страницы: 74-82
Индекс УДК: 821.161+821.161.1+244
Индекс ББК: 84(4Рос)+86.37
Аннотация: Движение исихастов, практиков «умного делания», идёт от Григория Синаита с середины XIV столетия. Эта богословская школа перешла с Крита на Афон, откуда распространилась по всему восточнохристианскому миру. Практика исихастов богословски связана с учением св. Григория Паламы о Фаворском свете и божественных энергиях. В науке сложилось мнение, что исихастскую традицию на Руси реализуют в своей молитвенной монашеской практике преподобный Сергий Радонежский и его ученики, во многом определившие парадигму русской духовной культуры. Вместе с тем сама эта традиция изначально несёт на себе черты некоторой исключительности и оппозиционности в рамках православного вероучения. В силу разных причин именно эти черты были унаследованы русской культурой XIX-XX вв.: от религиозно-философской традиции и литературы до революционной практики «монахов-революционеров» (С. Л. Франк) рубежа веков. Христианское сочувствие к «маленькому человеку», пронизывающее всю русскую литературу, соединяясь с идеями исихастской мистики и антропологии, в творчестве Н. С. Лескова реализуется в теме Богопознания. Образ человека «на краю света», преображённого у Лескова одним касанием «края ризы Христовой» - только края Света Христовой Любви (А. А. Новикова-Строганова), но при этом «еретичествующего немножко», становится одним из воплощений русского духовного идеала, рождённым в контексте паламитского учения о Преображении Господнем и Фаворском свете.
Ключевые слова: ИСИХАЗМ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ, ДИАЛОГ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, ГРИГОРИЙ ПАЛАМА, Н. С. ЛЕСКОВ
Cписок литературы: 1. Беседования Солуньскаго арьхиерея Григориа, еже сьтвори с хионы и турки/пер. Г. М. Прохорова//Прохоров Г. М. Византийская литература XIV в. в Древней Руси. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2009. С. 105-119. 2. Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 1999. Т. 6: XIV -середина XV века. 583 с. URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989 (дата обращения: 22.06.2014). 3. Вениаминов В. Краткие сведения о житии и мысли св. Григория Паламы//Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. С. 344-381. 4. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 384 с. 5. Концевич И. М. Стяжание Духа святого в путях Древней Руси. М.: Издат. отдел Московского Патриархата, 1993. 229 с. 6. Лесков Н. С. Собр. соч.: в 12 т. М.: Правда, 1989. Т. 1. 479 с. 7. Мейендорф И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке//Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1976. Т. 29. С. 291-305. 8. Новикова-Строганова А. А. «Возсияй в сердцах наших»: Рождественский рассказ Н. С. Лескова «На краю света (из воспоминаний архиерея)». URL: http://www. bogoslov.ru/text/3055071.html (дата обращения: 22.06.2014). 9. Петров А. Е. Византийский исихазм и традиции русского православия в XIV столетии//Древняя Русь: пересечение традиций/под ред. В. В. Милькова. М.: Научно-издательский центр «Скрипторий», 1997. С. 395-419. 10. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб.: Византинороссика, 1996. 592 c.
PDF файл:   Скачать