Название статьи: |
Древнерусское монашество и его отношение к недугам |
Автор(ы): |
МИЛЬКОВ В. В. |
Рубрика: |
Философия, этика и религиоведение |
Год: |
2015 |
Номер журнала: |
№ 2, (36) |
Страницы: |
13-28 |
Индекс УДК: |
281.93+1(091) |
Индекс ББК: |
87.3(2) |
Аннотация: |
О характерных признаках аскетического монашества можно судить на основании суммы аскетических практик. Но критерии аскетических практик не разработаны в научной литературе. Например, исследователи не связывают с аскезой практиковавшееся в монастырях непротивление болезням. Монахиаскеты относились к болезням как к средству усмирения тела и укрепления духа. Аскеты сознательно шли на муки, подражая страданиям Христа. Болезнь считали испытанием и старались мужественно страдания вытерпеть. Кроме того, болезнь считали Божьей карой, а Божьей воле нельзя противиться. Поэтому средствами лечения болезни выступали молитва, пост, святая вода, иконы, мощи святых. Такое лечение болезней можно назвать теотерапией. Это не способствовало развитию медицины в Древней Руси. |
Ключевые слова: |
Древняя Русь, монашество, аскетические практики, болезни, способы лечения, развитие медицины |
Cписок литературы: |
1 Гальковский Н. Н. Борьба христианства с ос-татками язычества в Древней Руси. М.: Изд-е А. И. Снегиревой, 1913. Т. II. 308 с. 2 «Диоптра» Филиппа Монотропа: антропологическая энциклопедия православного Средневековья / изд. подг. Г. М. Прохоров, Х. Миклас, А. Б. Бильдюг. М.: Наука, 2008. 734 с. 3 Домострой / изд. подг. В. В. Колесов, В. В. Рождественская, М. В. Пименова. М.: Сов. Россия, 1990. 304 с. 4 Древнерусские княжеские жития. М.: Изд-во «Круг», 2001. 399 с. 5 Древнерусские патерики. М.: Наука, 1999. 496 с. 6 Житие Георгия Нового // Памятники литературы Древней Руси: 2-я пол. XVI в. М.: Худож. лит., 1986. C. 530–545. 7 Жития святых. Кн. 5. Месяц январь. Ч. 2. Козельск: Репринт, 1993. 340 c. 8 Жития святых. Кн. 11. Месяц июль. Козельск: Репринт, 1992. 465 с. 9 Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. Приложение. М.: Университетская тип. М. Каткова, 1881. 892 с. 10 Клосс Б. М. Митрополит Даниил и Никоновская летопись // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1974. Т. 28. С. 188–201. 11 Клосс Б. М. Избранные труды. М.: Языки культуры, 2001. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. 568 с. 12 Книга глаголемая «Прохладный вертоград» / изд. подг. Т. А. Исаченко. М.: Археографический центр, 1997. 411 с. 13 Малахова А. С. Врачевательная деятельность монахов Киево-Печерского монастыря (середина – вторая пол. XI в.) // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2009. № 7 (26). С. 96–99. 14 Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры, 1901. 1076 с. 15 Медведь А. Н. Целительная практика Киево-Печерского монастыря: взгляд с позиций ритуала // Кирик Новгородец и древнерусская культура. Новгород Великий: Нов ГУ, 2014. Вып. III. С. 226–238. 16 Мирский М. Б. Медицина России X–XX веков: очерки истории. М.: РОССПЭН, 2005. 400 с. 17 Новомбергский Н. Я. Черты врачебной практики Московской Руси. СПб.: [б.и.], 1904. 103 с. 18 Одесский М. П. «Человек болеющий» в древнерусской литературе // Древнерусская литература. Изображение природы и человека. М.: Наследие, 1995. С. 158–181. 19 Палея Толковая // Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.: Из-во РХГУ, 2001. С. 561–712. 20 Памятники культуры. Новые открытия. 1976 год. М.: Наука, 1977. 581 с. 21 Памятники русского языка: исследования и публикации. М.: Наука, 1979. 252 с. 22 Памятники старинной русской литературы. СПб.: Тип. П. А. Кулиша, 1862. Вып. IV. 222 с. 23 Патерик Киево-Печерского монастыря / изд. подг. Д. И. Абрамович. СПб.: Синодальная тип., 1911. 280 с. 24 Повествование о том, как сотворил Бог Адама // Мильков В. В. Древнерусские апокрифы. СПб.: Изд-во РХГУ, 1999. С. 417–439. 25 Повесть временных лет. СПб.: Наука, 2007. 668 с. 26 Полное собрание русских летописей. М.: Наука, 1962. Т. 1. 578 с. 27 Полное собрание русских летописей. М.: Языки русской культуры, 2000. Т. IV, ч. 1. 686 с. 28 Полное собрание русских летописей. СПб.: Тип. Н. И. Скороходова, 1877. Т. XI. 254 с. 29 Полное собрание русских летописей. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1910. Т. 21, ч. 2. 568 с. 30 Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб.: [б.и.], 1887. 276 с. 31 Предание и устав Нила Сорского / изд. подг. М. С. Боровкова-Майкова. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912. XL, 92, XXXI с. 32 Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л.: Наука, 1975. 263 с. 33 Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери // История философии. М.: ИФРАН, 2011. № 16. С. 19–34. 34 Федотов Г. П. Святые древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. 271 с. 35 Федор Студит, пр. Монастырский устав. Великое оглашение. М.: Изд-во Московской патриархии, 2001. Ч. 1. 331 с. 36 Шаховской С. Молитва Дмитрию Вологодскому // Виршевая поэзия: первая половины XVII в. М.: Сов. Россия, 1998. С. 93–94. |
PDF файл: |
Скачать |