Название статьи: |
Суровый стиль: художественные ориентиры направления |
Автор(ы): |
КАРПОВА К. В. |
Рубрика: |
Искусствоведение |
Год: |
2015 |
Номер журнала: |
№ 2, (36) |
Страницы: |
195-207 |
Индекс УДК: |
7.036 |
Индекс ББК: |
85.1 |
Аннотация: |
Одна из особенностей искусства «сурового стиля» заключается в его многоликости и стилевой многогранности. На примере знаковых для истории направления полотен в статье рассматриваются источники художественного языка мастеров, живопись которых отличает формальное и тематическое разнообразие. Искусство «сурового стиля» вобрало в себя богатый и разнообразный опыт мирового художественного наследия. В своём творчестве живописцы синтезировали традиции разных эпох. В процессе изучения их полотен выясняются всё новые и неожиданные источники и ориентиры, становится очевидно, насколько открытым и гибким было их художественное мышление. Они обращались к поискам советских мастеров 1920–1930-х гг., (объединение «ОСТ»), искусству русских авангардистов (объединение «Бубновый валет»), творчеству таких культовых фигур мирового искусства, как Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо. Особый интерес представляют творческие диалоги художников «сурового стиля» с искусством старых мастеров. Среди объектов притяжения — живопись великих испанцев — Веласкеса и Сурбарана, искусство голландских мастеров XVII в., итальянские художники Проторенессанса и Раннего Возрождения. Пристальное изучение альбомов и монографий, музейных собраний, посещение выставок западноевропейского искусства, поездки за рубеж — разными путями происходило знакомство с великими произведениями прошлых эпох. Всё это, безусловно, имело огромное значение для формирования эстетических предпочтений и художественных ориентиров молодого поколения живописцев. |
Ключевые слова: |
советское искусство, суровый стиль, шестидесятники, ОСТ, Бубновый валет, Поль Сезанн, Пабло Пикассо, Франсиско Сурбаран, Диего Веласкес, Адриан ван Остаде, Джотто, Питер Брейгель |
Cписок литературы: |
1 Васнецов А. Правда «сурового стиля». Интервью с художником. URL: http://interview. org/inv/3936.htm (дата обращения: 02.05.2014). 2 Дьяконов В. Н. Московская художественная культура 1950–1960-х годов. Возникновение неофициального искусства: дис. … канд. культурологии. М.: РГГУ, 2009. 213 c. 3 Зайцев Е. Гелий Коржев. М.: Пассим, 2000. 112 с. 4 Интервью с Павлом Никоновым. URL: http://oralhistory.ru/projects/art/nikonov_2 (дата обращения: 04.02.2014). 5 Оссовский П. П. Записные книжки художника. М.: Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, 2002. 320 с. 6 Поспелов Г. Г. О движении и пространстве у Сезанна // Импрессионисты. Их современники. Их соратники. М.: Искусство, 1976. С. 112–132. 7 Поспелов Г. Г. О картинах и рисунках. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 464 с. 8 Сарабьянов Д. В. Николай Андронов. Живопись, монументальное искусство. М.: Сов. художник, 1982. 134 с. 9 Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. 248 с. 10 Турчинская Е. Ю. Сезаннизм и отечественная живопись XX века. URL: http://www. gup.ru/events/smi/detail.php?ID=165986 (дата обращения: 27.04.2014). 11 Фаворский В. А. Время в искусстве // Декоративное искусство СССР. 1965. № 2. С. 3–10. 12 Яблонская М. О живописи Андрея Васнецова // Васнецов Андрей: каталог выставки. М.: Союз художников СССР, 1987. |
PDF файл: |
Скачать |