← Назад

Название статьи: Эволюция этических представлений и феномен «воли» в антропологии И. А. Гончарова
Автор(ы):

МЕЛЬНИК В. И.

Рубрика: Языкознание и литературоведение
Год: 2015
Номер журнала: № 2, (36)
Страницы: 123-135
Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)1-8 Гончаров И. А.
Аннотация: В антропологии И. А. Гончарова отражается равновесие и взаимопроникновение нормативной светской и христианской этики при целеполагающем доминировании последней. Эта структурная особенность антропологии писателя выявляется не сразу, но лишь при завершении романной трилогии. Важнейшую роль играет понятие «воля». Вопрос о воле оказывается для Гончарова принципиально важным ещё в 1840-е гг., до появления Шопенгауэра в европейской философии. В «Обыкновенной истории» Пётр Адуев ценит умение управлять своими чувствами, что является лишь внешним признаком воли. Герой безволен и нравственно обречён — отсюда его фамилия. В романе «Обломов» Штольц и Обломов ставят перед собою задачу нравственного совершенствования и проявляют истинную волю, хотя и не достигают своих целей. В «Обрыве» воля главных героев направлена на достижение нравственного идеала, однако это оказывается невозможным без помощи свыше. Впервые Гончаров ставит вопрос об участии в жизни человека Божьего Промысла, Божьей воли, Божьего милосердия. Главные герои романа переживают своё нравственное падение и, получив урок, готовятся к нравственному воскресению. Их образы построены на евангельской модели «обожения» человека: грех – покаяние – воскресение. Отсюда фамилия героя — Райский. Духовно воскресающие герои для автора дороже, нежели не впадающие в грех. В антропологии Гончарова присутствует целый ряд «счастливых» героев, которые не подвержены искушению, а потому не делают роковых ошибок, не совершают непоправимых шагов. Эти герои менее ярки и талантливы, менее личностны. Их объединяет чистое сердце, невинность, простота и детскость, а главное — счастливая природа. В «Обрыве» возобладала религиозная антропология, и в каком-то смысле это был выход за пределы художественных возможностей традиционного реализма, что отмечал и сам автор.
Ключевые слова: Гончаров, этика, антропология, воля, эволюция, трилогия, христианство
Cписок литературы: 1 Вейс Ф. Р. Нравственные основы жизни: в 2 т. / пер. с франц. СПб.: Издано В. И. Асташевым, 1881. Т. 1. 526 с. 2 Гончаров И. А. Собр. соч.: в 8 т. М.: Гослитиздат, 1952–1955. 3 Гончаров И. А. Собр. соч.: в 8 т. М.: Худож. лит., 1978–1980. 4 Гончаров И. А. Полн. собр. соч.: в 20 т. СПб.: Наука, 1997–2014. Т. 1–10. 5 Кессиди Ф. Х. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с. 6 Кони А. Ф. Воспоминания о писателях. М.: Правда, 1989. 656 с. 7 Литературное наследство. М.: Изд-во ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. Т. 102: И. А. Гончаров. Новые материалы и исследования / отв. ред. С. А. Макашин, Т. Г. Динесман. Вступ. ст., подг. текста и коммент. Н. Ф. Будановой. 736 с. 8 Мельник В. И. Гончаров и православие. М.: «Даръ», 2008. 544 с. 9 Мельник В. И. Философские мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов» (к вопросу о соотношении социального и нравственного) // Русская литература. Л.: Наука, 1982. № 3. С. 81–99. 10 Мельник В. И. Этический идеал Гончарова // Ivan Goncarov. Leben, Werk und Wirkung. Beitrage der I. Internationalen Goncarov-Konferenz. Bamberg. Bohlau, Verlag, Koln, Weimar, Wien. 8–10. Oktober 1991 / Hg. von Peter Thiergen. Koln, 1994. 458 p. 11 Федотов Г. О Св. Духе в природе и культуре // Вопросы литературы. 1990. № 2. 12 Setchkarev V. Ivan Goncharov. His life and his works. Wurzburg, 1974. 339 p.
PDF файл:   Скачать