← Назад

Название статьи: Функциональное значение мифологического образа Кощея бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках
Автор(ы): ЖУЧКОВА А. В.,
ГАЛАЙ К. Н.
Рубрика: Филологические науки
Год: 2015
Номер журнала: № 3, (37)
Страницы: 165-175
Индекс УДК: 398.21+82-242.4
Индекс ББК: 82.3 (2Рос)
Аннотация: Генезис фольклорного образа Кощея восходит к мифологическому прообразу, который, являясь одной из ипостасей «тёмного» бога, повелителя царства мёртвых, при этом выполняет особую функцию в мифах и имеет определённую художественную цель в русских волшебных сказках. Если принять во внимание, что древние славяне не верили в абсолютное зло и даже тёмные боги у них (Чернобог, Велес, Морана) оказывали в некоторых случаях позитивное влияние на человека, то встаёт вопрос о функциональном значении Кощея Бессмертного. Анализ значимых моментов сюжета и образной системы волшебных сказок о Кощее позволяет прийти к выводу, что роль Кощея — охранительная, его цель — поддерживать неизменность существующего порядка вещей. В волшебных сказках охраняемый Кощеем status quo метафорически отражает душевный мир главного героя, который, чтобы вернуть возлюбленную и познать истинную любовь, должен преодолеть множество испытаний и убить Кощея, отказавшись тем самым от привычного образа собственной души ради личностного развития. В мифологическим же контексте status quo, который пытается сохранить Кощей, имеет отношение к предыдущим цивилизациям, разрушение которых (через победу над Кощеем, представленного иногда в образе Мирового змея, обвивающего Мировое древо и охраняющего яйцо, в котором свёрнута новая Вселенная) означает зарождение нового мира, новой цивилизации.
Ключевые слова: Кощей Бессмертный, Гиперборея, яйцо, Мировое древо, смерть, Чернобог, славяне, Ирий, остров Рюген, остров Буян
Cписок литературы: 1 Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М.: Изд-во «Высшая школа». 2009. 736 с. 2 Афанасьев А. Н. Языческие предания о острове Буяне // Временник императорского московского общества истории и древности российской. 1858. № 9. URL: http:// via-midgard.info/news/25695-an-afanasev-yazycheskie-predaniya-ob-ostrove.html (дата обращения: 05.01.2015). 3 Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 253 с. 4 Гай Плиний Старший. Естественная история: VI, 89–91. URL: http://annales.info/ ant_lit/plinius/04star.htm (дата обращения: 05.01.2015). 5 Кротова Н. С. Как убить Кощея бессмертного? (культурно-мифологическое значение атрибутов смерти сказочного персонажа). URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/ krotova2.htm (дата обращения: 05.01.2015). 6 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 407 с. 7 Новалис. Фрагменты. URL: http://flibusta.net/b/335246/read (дата обращения: 05.01.2015). 8 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: Наука, 974. 200 c. 9 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2011. 332 с. 10 Русская народная сказка «Марья Моревна». URL: http://skazka.mifolog.ru/books/ item/f00/s00/z0000020/st018.shtml (дата обращения: 05.01.2015). 11 Русский фольклор: сборник мифов, былин, сказок, песен, загадок // сост. В. Модестова. М.: Худож. лит., 2007. 416 с. 12 Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. URL: http://historic.ru/ books/item/f00/s00/z0000030/index.shtml (дата обращения: 05.01.2015). 13 Славянская книга мертвых. URL: http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1009965/ Volhv_-_Slavyanskaya_kniga_mertvyh.html (дата обращения: 05.01.2015).
PDF файл:   Скачать
Иллюстрации:   Скачать