← Назад

Название статьи: О некоторых аспектах творчества Фердинанда Рущица
Автор(ы): ТАНАНАЕВА Л. И.
Рубрика: Искусствоведение
Год: 2015
Номер журнала: № 3, (37)
Страницы: 194-214
Индекс УДК: 75.03
Индекс ББК: 85.143(3)
Аннотация: Статья посвящена творчеству Фердинанда Рущица (1870–1936), видного польского живописца, графика, деятеля культуры. Главное место уделяется периоду его обучения в Петербургской академии художеств (1892–1897), в мастерских И. И. Шишкина, и А. И. Куинджи. В статье, впервые в русской литературе, широко используется материал «Дневника» Рущица, существенно дополняющий сведения о роли, которую сыграли Куинджи и его мастерская в развитии таланта молодого художника; отмечается близость ранних работ Рущица и его соучеников — особенно Н. Рериха, А. Рылова. Дипломная картина «Весна» (1897) Рущица была куплена П. М. Третьяковым. В дальнейшем Рущиц участвует в выставках «Мира искусства», поддерживает связь с А. Бенуа и С. Дягилевым; его работы высоко оцениваются русской художественной критикой. Пейзаж «Мельница на заходе солнца» приобретается в 1898 г. С. Т. Морозовым. Впоследствии Рущиц полностью входит в круг широкого культурно-художественного движения «Молодая Польша», участвует в местных выставках с большим успехом, преподаёт в Училище изящных искусств в Варшаве, Академии художеств в Кракове; многолетняя самоотверженная преподавательская и просветительская деятельность связывает Рущица с Вильной. Лучшим в живописном творчестве Рущица остаётся период до 1905 г., наиболее тесно связанный с русской культурой, исполненный внутренней патриотической устремлённости, о чём свидетельствует «Дневник». Сочетание сложившихся в России принципов образного и живописного мышления, символизма и неоромантизма, свойственных «Молодой Польше», создают особый стиль пейзажей Рущица («Земля», «Запустение», «Зимняя сказка», «Старый дом», аллегории «Nec Mergitur» и др.), вошедших в польское искусство как глубоко личная и всегда национально определённая страница художественного наследия.
Ключевые слова: национальная идентичность, связь с русской культурой, символистский пейзаж, элементы экспрессии, пантеизм, патриотическая устремлённость
Cписок литературы: 1 Белый А. Начало века. (Вторая часть мемуарной трилогии). М.; Л.: ОГИЗ-ГИХЛ, 1933. 504 с. 2 Белый А. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. Изд-е 2. М.; Л.: Сов. писатель, 1966. 656 с. 3 Бодлер Ш. Цветы зла / пер. с франц. Эллиса. М.: АСТ, 2001. 368 с. 4 Князева В. П. Николай Константинович Рерих. Л.; М.: Искусство, 1963. 172 с. 5 Манин В. С. Куинджи и его школа. Л.: Художник РСФСР, 1987. 220 с. 6 Мир искусства. СПб.: Изд-е М. К. Тенишевой и С. И. Мамонтова; Тип. Эдуарда Гоппе, 1900. Т. 3, ч. II. 144 с. 7 Мир искусства. СПб.: Изд-е М. К. Тенишевой и С. И. Мамонтова; Тип. Эдуарда Гоппе, 1900. Т. 8, ч. III. 362 с. 8 Петербургская газета. 4 ноября 1897 г. № 303. 9 Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство 17 века // Памятники мирового искусства. М.: Искусство, 1971. Вып. 4. С. 79–102. 10 Рылов А. Воспоминания. Л.: Искусство, 1960. 271 с. 11 С.-Петербургские ведомости. 1897. № 324, 26 ноября. 12 Скальская Л. Польские ученики Петербургской Академии художеств в 90-х гг. XIX века // Biuletyn Historii sztuki. 1975. № 4. S. 351–365. 13 Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж конца XIX – начала XX века. М.: Искусство, 1974. 208 с. 14 Шишкин И. И. Письмо к графу И. И. Толстому (октябрь 1895). URL: Shyshkin — Аrt. ru. Perepiska (дата обращения: 15.04.2015). 15 Juszczak W. Wojtkiewicz i nowa sztuka. «Sztuka». Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy, 1965. 196 p. 16 Mikulska J. Mistrz i uczeń (Jan Matejko — Stanisław Wyspiański). Lwόw, 1939. 17 Mytarewa К. W Petersburgu // Ruszczyc F. 1870–1936. Pamiętnik wystawy. Warszawa: Muzeum Narodowe, 1966. S. 56–65. 18 Przeszmycki Z. Mauris Maeterlinck. Stanowisko jego w literaturze belgijskiej i powszechnej. Wstęp do: M. Maeterlinck. Wybόr pism dramatycznych // Programy i dyskusje literackie okresu Młodej Polski. Wyd. III. «Ossolineum», Wrocław — Warszawa — Krakόw. Warszawa: S. Levental, 1894. S. 361. 19 Ruszczyc F. 1870–1936. Pamiętnik wystawy. Warszawa: Muzeum Narodowe, 1966. 143 s. 20 Ruszczyc F. Liść wawrzynu i płatek rόży. Przemόwienia, wykłady, odczyty, artykuły w języku polskim i francuskim. Wydanie pośmiertne / pod red. Jana Bułhaka. Wilno: St. Turski, 1937. s. 21 Szwankowski Е. Inscenizator i scenograf // Ruszczyc F. Katalog. Warszawa: Muzeum Narodowe w Warszawie 1964. S. 87. И прим. № 3. S. 100–101. 213 22 Tichy K. Wspomnienia o Ferdynandzie Ruszczycu // Ferdynand Ruszczyc. Życie i dzieło. Kraków: Muzeum Narodowe w Krakowie, 2002. 23 Wyspiański S. Materiały dobrał J. Z. Jakimowicz. Warszawa: Sztuka, 1961. 146 s.
PDF файл:   Скачать
Иллюстрации:   Скачать