← Назад

Название статьи: Мифопоэтический образ земли в творчестве сербских примитивистов
Автор(ы): КРАВЦОВА В. А.
Рубрика: Искусствоведение
Год: 2015
Номер журнала: № 4, (38)
Страницы: 206-214
Индекс УДК: 75.03+7.046
Индекс ББК: 85.143(3)
Аннотация: Интерес к сербскому наивному искусству за последние десятилетия преобразовался из частной исследовательской инициативы во вполне сложившуюся сферу профессиональной искусствоведческой деятельности. И, несмотря на разнообразие выставочной и музейной практики, едва ли можно говорить о большом количестве аналитических текстов, обобщающих такое значительное явление, как наивное искусство Сербии. Стремлением наметить главные темы в творчестве сербских примитивистов и обусловлена цель данной статьи. С этнографических позиций культурной антропологии исследуется проблема зарождения и развития мифологического сознания наивного художника. Мифопоэтический образ земли, следовательно, выполняет роль связующего звена, не только формируя актуальную картину мира наивного художника, но и объединяя под эгидой родового начала, коллективной памяти и экзистенциального, личностного переживания ландшафта сельской местности художников и скульпторов, претворяющих в материале живую летопись поколений.
Ключевые слова: мифологическое сознание, род, память, местность, ритуал
Cписок литературы: 1 Альбедиль М. Ф. Миф и реальность. СПб.: Вектор, 2014. 256 с. 2 Балдина О. Д. Мир праздничных образов — «всякий свой праздник с собой несет» (некоторые размышления о праздничных сюжетах в творчестве наивных художников) // Наивное искусство и творчество аутсайдеров в XXI веке: история, практика, перспективы. Материалы научной конференции. М.: Изд-е Гос. учреждения культуры г. Москвы «Музей наивного искусства», 2007–2008. С. 36–46. 3 Богемская К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб.: Алетейя, 2001. 185 с. 4 Кофман А. Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М.: Наследие, 1997. 320 с. 5 Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль / пер. с фр. А. Б. Островского. М.: Академический Проект, 2008. 486 с. 6 Прокофьев В. Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительном искусстве) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М.: Наука, 1983. С. 6–28. 7 Рылева А. О наивном. М.: Академический Проект: Российский ин-т культурологии, 2005. 272 с. 8 Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003. 624 с. 9 Топоров В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы: в 2 т. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Т. 1. 448 с. 10 Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения / пер. с англ. М.: Ладомир, 1999. 488 с. 11 Erotics in the works by Naïve and Marginal artists (Works by the authors selected from the Collection of MNMA, Jagodina). Serbia, Jagodina: Museum of Naïve and Marginal Art, 2012. 12 Крстић Н. Наивна и маргинална уметност Србије = Naïve and Marginal Art in Serbia / [аутор текста, изложбе, поставке, exhibition and installation Нина Крстић]. Jагодина: Музеj наивне уметности, Србиjа (Крагуjевац: Имрпес), 2007.
PDF файл:   Скачать
Иллюстрации:   Скачать