← Назад

Название статьи: С. В. Рахманинов и музыкальная Москва: 1880–1890-е годы
Автор(ы): ВАЛЬКОВА В. Б.
Рубрика: Искусствоведение
Год: 2015
Номер журнала: № 4, (38)
Страницы: 182-205
Индекс УДК: 78.03
Индекс ББК: 85.313(2)
Аннотация: Определяющая роль Москвы в артистической судьбе С. В. Рахманинова особенно ярко проступает в его ранние годы — период учёбы и первых самостоятельных опытов, т. е. на 1880–1890-е гг. В этот период Москва во многих отношениях вырывается вперёд, составляя всё более ощутимую конкуренцию Петербургу. Творческая индивидуальность Рахманинова складывается под прямым влиянием перемен, происходящих в музыкальной жизни Москвы. Расцвет деятельности Московской консерватории определяет первые успехи молодого музыканта, зарождающееся в Москве «новое направление» в русской духовной музыке находит прямое отражение в стиле композитора. Впервые возникший в Москве широкий интерес к творчеству композиторов петербургской «новой русской школы» рождает стремление Рахманинова освоить и «присвоить» достижения этой школы, впервые в истории русской музыки соединив их с чисто московскими музыкальными традициями. Своеобразно проявляется в музыке Рахманинова и особое московское пристрастие к цыганскому исполнительству, а также впервые возникший среди московских музыкантов глубокий интерес к музыке Р. Вагнера. Раннее творчество Рахманинова в свою очередь высвечивает несколько характерных парадоксов, свойственных московской музыкальной традиции во второй половине XIX в. Главный из этих парадоксов — соединение ролей центра и периферии русской музыкальной культуры. Именно этот парадокс, создавая особое внутреннее напряжение, обеспечил мощный рывок в развитии музыкальной Москвы и выдвижение московских музыкантов (прежде всего, Рахманинова и Скрябина) на центральное положение в культуре Серебряного века.
Ключевые слова: Москва, С. В. Рахманинов, русская музыкальная культура, Московская консерватория, «новое направление» в русской духовной музыке, Р. Вагнер, Петербург, «Могучая кучка», цыганское пение, парадоксы московского музыкального локуса
Cписок литературы: 1 Асафьев Б. В. «Чародейка». Опера П. И. Чайковского // Асафьев Б. В. Избранные труды. М.: Изд-во Ан СССР, 1954. Т. 2. С. 142–168. 2 Белинский В. Г. Петербург и Москва // Москва — Петербург: pro et contra: Диалог культур в истории национального самосознания: антология / сост., вступ. ст., коммент., библиогр. К. Г. Исупов. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 2000. С. 185–214. 3 Боборыкин П. Д. Письма о Москве // Москва — Петербург: pro et contra: Диалог культур в истории национального самосознания: антология / сост., вступ. ст., коммент., библиогр. К. Г. Исупов. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 2000. С. 259–285. 4 Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. М.: Сов. композитор, 1976. 680 с. 5 Букиник М. Е. Воспоминания о Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. М.: Музыка, 1974. Т. 1. С. 216–226. 6 Вольман Б. Русские нотные издания XIX – начала XX века. Л.: Музыка, 1970. 216 с. 7 Г. П. [Прокофьев Г. П.] Концерты в Москве // Русская музыкальная газета. 1912. № 4. Стб. 105. 8 Герцен А. И. Москва и Петербург // Москва — Петербург: pro et contra: Диалог культур в истории национального самосознания: антология / сост., вступ. ст., коммент., библиогр. К. Г. Исупов. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 2000. С. 117–184. 9 Данченкова Н. Ю. Лирические темы П. И. Чайковского. Мелодический тип «вершина-источник» в контексте русской песенной традиции // Келдышевские чтения ― 2005. К 60-летию Е. М. Левашева. Множественность научных концепций в музыкознании: сб. ст. М.: Композитор, 2009. С. 76–105. 10 Друскин М. С. К вопросу об изучении «цыганщины»: По поводу работы Б. Штейн-пресса «К истории цыганского пения в России» // Советская музыка. 1934. № 12. С. 96–105. 11 Зинькевич Е. Mundus musicae. Тексты и контексты. Избранные статьи. Киев: ООО «Задруга», 2007. 616 с. 12 Ипполитов-Иванов М. М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М.: Гос. муз. изд-во, 1934. 160 с. 13 История русской музыки: в 10 т. / Рос. ин-т искусствознания; редкол.: Ю. В. Келдыш и др. М.: Музыка, 1983–2004. Т. 8: 70–80-е годы XIX века, ч. 2 / Ю. В. Келдыш и др. 1994. 532 с.; Т. 10Б: 1890–1917-е годы / Л. О. Акопян, А. В. Булычева, Р. Э. Берченко и др.; под общ. ред. Л. З. Корабельниковой. М.: Музыка, 2004. 1071 с. 14 Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. 432 с. 15 Климовицкий А. «Вагнерианство» позднего Чайковского: культурно-психологические аспекты // Германия, Россия, Украина — музыкальные связи: история и современность: материалы международного симпозиума / под общ. ред. проф. В. А. Гуревича. СПб., 1996. С. 106–120. 16 Климовицкий А. Вагнер Чайковского // Журнал любителей искусства, 1997. № 2–3. С. 8–19. 17 Корабельникова Л. З. С. И. Танеев в Московской консерватории: из истории русского музыкального образования. М.: Музыка, 1974. 149 с. 18 Корабельникова Л. З. У истоков московской композиторской школы // П. И. Чайковский. Забытое и новое: альманах / сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. М.: Интер-граф Сервис, 2003. Вып. 2. С. 61–66. 19 Мельгунов Н. А. Несколько слов о Москве и Петербурге // Москва — Петербург: pro et contra: Диалог культур в истории национального самосознания: антология / сост., вступ. ст., коммент., библиогр. К. Г. Исупов. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 2000. С. 220–231. 20 Мещерякова Н. Цыганская тема в творчества С. Рахманинова // Искусство на рубежах веков: Материалы международной научной конференции. Ростов н/Д.: РГК, изд-во «Гефест». 1999. С. 241–244. 21 Михеева М. В. Архив С. В. Рахманинова в Петербурге как источник изучения творчества и биографии композитора. Тамбов: Изд. дом «Мичуринск», 2012. 208 с. 22 Оленин А. А. Мои воспоминания о Балакиреве // Милий Алексеевич Балакирев: воспоминания и письма. Л.: Музгиз, 1962. С. 306–366. 23 Оссовский А. В. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., предисл., коммент. и указ. З. А. Апетян. 5-е изд., доп. М.: Музыка, 1988. Т. 1. С. 343–385. 24 Петухова С. А. Чайковский и Шуман: музыкальные параллели // Наследие. XVIII– XIX века. Сборник статей, материалов, документов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. Вып. II. С. 135–162. 25 Пресман М. Л. Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. М.: Музыка, 1974. Т. 1. С. 146–204. 26 Р. «Хованщина» Мусоргского (по поводу постановки на сцене Русской Частной Оперы) // Московские ведомости. 1897, 12 ноября, среда, № 312. С. 3–4. 27 Рахманова М. П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки: в 10 т. М.: Музыка, 2004. Т. 10Б. С. 392–456. 28 Рахманова М. П. Русская духовная музыка в ХХ веке // Русская музыка и XX век: Рус. муз. искусство в истории худож. культуры ХХ века / ред. М. Арановский. М.: Изд-во Гос. ин-та искусствознания, 1997. С. 371–406. 29 Русская художественная культура конца XIX – начала XX века. М.: Наука, 1968. Кн. 3: Зрелищные искусства. Музыка: 1908–1917 / Т. М. Родина, М. Н. Строева, Т. К. Шах-Азизова и др. 1977. 511 с. 30 Сабанеев Л. Л. Мои встречи с Рахманиновым // Музыкальная академия: Ежекварт. научн.-теорет. и критико-публицист. журн. 1993. № 2 (апрель – июнь). С. 208–211. 31 Сваны А. Дж. и Е. Воспоминания о С. В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., предисл, коммент. и указ. З. Апетян. Изд. 5-е, доп. М.: Музыка, 1988. Т. 2. С. 184–215. 32 Театр и музыка // Московские ведомости. 1897. 1 ноября, суббота, № 301. С. 5. 33 Фролов С. В. Рахманинов в Петербурге // С. В. Рахманинов: К 120-летию со дня рождения (1873–1943): материалы науч. конф.: сб. ст. / ред.-сост. А. И. Кандинский. М.: МГК, 1995. С. 73–83. 34 Шабшаевич Е. М. Музыкальная жизнь Москвы XIX столетия и ее отражение в концертной фортепианной практике. М.: Композитор, 2011. 600 с. 35 Штейнпресс Б. С. К истории цыганского пения в России. М.: Музгиз, 1934. 63 с. 36 Щербакова Т. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. М.: Музыка, 1984. 176 с.
PDF файл:   Скачать