← Назад

Название статьи: Императивная стратегия героя-рассказчика в прозе А. П. Чехова (на примере произведений «Огни» и «Рассказ старшего садовника»).
Автор(ы): АГРАТИН А. Е.
Рубрика: Филологические науки
Год: 2016
Номер журнала: № 1 (39)
Страницы: 117-125
Индекс УДК: 82.091
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)1-8 ЧЕХОВ А. П.
Аннотация: Цель настоящей работы — определить, соответствует ли чеховское повествование с участием героя-рассказчика традиционным нормам построения нарратива подобного типа. В классической литературе автор и вторичный нарратор обладают разными возможностями в выборе стратегий рассказывания: первый способен занимать позицию наставника, поскольку он владеет абсолютной истиной, второй такого права лишён, и его попытки «обойти» данное ограничение, придать индивидуальному мнению статус всеобщей истины оказываются безуспешными. В произведениях А. П. Чехова «Огни» и «Рассказ старшего садовника» происходит «разоблачение» вторичного нарратора: притчи Ананьева и Михаила Карловича звучат неубедительно, писатель с помощью различных художественных средств подчёркивает их искусственность. Однако в чеховских текстах, в отличие от классических, автор не выполняет функцию ментора. Задача писателя — не опровергнуть суждения персонажа и установить границы использования императивной стратегии повествования. Чехов показывает её исчерпанность. Притчевая наррация не присваивается героем-рассказчиком, но отчуждается в его пользу и теряет «эксклюзивный» статус сугубо авторской модели общения с читателем.
Ключевые слова: А. П. Чехов, императивная стратегия повествования, автор, герой-рассказчик
Cписок литературы: 1 Долженков П. С. Чехов и позитивизм. М.: Скорпион, 2003. 218 с. URL: http://lit.lib. ru/d/dolzhenkow_p_n/chekhov.shtml (дата обращения: 06.11.2015). 2 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990. Л.: Наука, 1976. Т. 14. 511 с. 3 Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М.: Изд-во МГУ, 1979. 326 с. 4 Козлова С. М. Литературная «перспектива» в новой поэтике А. П. Чехова («Огни») // Проблемы межтекстовых связей. Барнаул: Изд-во АГУ, 1997. С. 74–85. 5 Лесков Н. С. Запечатленный ангел // Лесков Н. С. Собр. соч.: в 11 т. М.: ГИХЛ, 1956–1958. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 4. 558 с. 6 Линков В. Я. Значение рассказа «Огни» в развитии повествовательных приёмов Чехова // Вестн. Моск. ун-та, филология. М.: Изд-во МГУ, 1971. № 2. С. 16–24. 7 Ранева-Иванова М. Функция майевтики христианского мотива в «Рассказе старшего садовника» А. П. Чехова // Проблемы исторической поэтики. Вып. 3: Евангельский текст в русской литературе XVII–XX веков. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. С. 437–443. 8 Рубина С. Б. Природа иронии Чехова // Ирония и пародия. Самара: Самарский ун-т, 2004. С. 98–116. 9 Седегов В. Д. В поисках мировоззрения // Проблемы поэтики А. П. Чехова. Таганрог, 2003. С. 3–11. 10 Тюпа В. И. Дискурсные формации: Очерки по компаративной риторике. М.: Языки славянской культуры, 2010. 320 с. 11 Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. М.: Наука, 1974–1983. 12 Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
PDF файл:   Скачать