← Назад

Название статьи: Мелодическая общность в стихирах сербского и киевского распевов
Автор(ы): ЕВДОКИМОВА А. А.
Рубрика: Искусствоведение
Год: 2016
Номер журнала: № 1 (39)
Страницы: 162-170
Индекс УДК: 783.2
Индекс ББК: 85.318
Аннотация: В трудах историков освещены многовековые культурные контакты Сербии и России, доказано, что во времена турецкого владычества (XVI–XIX вв.) в Сербию поступало много церковных книг из Киева и городов России. Однако связь сербского церковного пения с русским и украинским изучена недостаточно. Сохраняется необъяснимое явление: в песнопениях на общий словесный текст отсутствуют мелодические совпадения сербского распева с киевским и со знаменным, в то время как слушатели ясно ощущают мелодическое родство этих распевов. Если обратиться к сравнению песнопений на различные тексты, то обнаруживается много общих мелодических оборотов, которые аналогичны попевкам русского знаменного распева. Они ясно проступают сквозь неповторимый интонационный облик распевов знаменного, сербского, киевского, болгарского, создавая ощущение глубинного родства этих столь различных на первый взгляд церковно-певческих традиций. Общие мелодические обороты-попевки, словно надёжные мосты, связывают в единое целое православный музыкальный мир, являясь важным свидетельством сохранённого единства православной культуры славянских народов, несмотря на разделяющие их границы.
Ключевые слова: церковное пение, попевка, знаменный распев, киевский распев, сербский распев, Стеван Мокраняц
Cписок литературы: Богородичны на Господи воззвах, именуемые догматиками, богородичны на стиховнах, антифоны и ирмосы воскресные всех восьми гласов киевского роспева. Переложение А. Фатеева. СПб.: Литография Г. Шмидт, 1901. 119 с. 2 Всенощное бдение. Богослужебные песнопения православной церкви. Киев: Изд-е Свято-Троицкого Ионинского монастыря, 2000. 440 с. 3 Евдокимова А. А. Памяти Стевана Стояновича Мокраняца // Музыкальная Академия. 2015. № 1. С. 111–114. 4 Металлов В. М. Осмогласие знаменного роспева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам. М.: Синодальная тип., 1899. 92 с. 5 Разумовский Д. В. Церковное пение в России. М.: Тип. Т. Рис, 1867. 289 с. 6 Евдокимовa A. Рецепциjа концертне турнеjе Београдског Певачког Друштва у рускоj штампи 1896 године // Стеван Стојановић Мокрањац (1856–1914). Иностране концертне турнеjе са Београдским Певачким Друштвом. Београд: Музиколошки институт Српске академиjе наука и уметности, 2014. С. 105–116. 7 Jeвдокимовa A. Руска знамена традициjа и њена веза са српским и бугарским осмогласjем // «Мокрањац» броj 14. Београд: Издавач Дом културе «Стеван Мокрањац», децембар, 2012. С. 13–18. 8 Корнелије Станковић. Осмогласник: Вечерње. Нотограф Тамара Петијевић. Београд: Алтанова, 2011. 126 с. 10 Пащенко Є. М. Сто років у Подунав'ї. Українсько-сербські зв'язки доби бароко XVII–XVII сто. Київ: Iн-т філологiї, 1994. 352 с. 11 Перковић-Радак И. Од анђеоског поjања до хорске уметности. Српска хорска црквена музика у периоду романтизма (до 1914 године). Београд: Факултет музичне уметности, 2008. 280 с. 12 Петровић Д. Црквена музика у Сабраним делима Корнелија Станковића // Зборник Матице српске за сценске уметности и музику. Нови Сад, 2015. Бр. 52. С. 159–172. 13 Путятицька О. До проблеми ладоiнтонацiйних особливостей догматикiв (болгарский та «український» наспiви в Iрмолоях XVII ст.) // Науковий Вiсник Нацiональної музичної академiї України iменi П. I. Чайковського. Київ, 2010. Випуск 85. С. 120–137. 14 Српско народно црквено поjање. Осмогласник. У ноте ставио Ст. Ст. Мокрањац. Београд: Свети Архиjереjски Синод Српске Православнее Цркве, 2010. 313 с. 15 Тодоровић Н. Нишке хорске свечаности и спомен Мокрањцу // «Мокрањац», броj 16. Београд: Издавач Дом културе «Стеван Мокрањац», Децембар, 2014. С. 92–94.
PDF файл:   Скачать