← Назад

Название статьи: Принципы и параметры анализа концептов в современной отечественной лингвистике: лингвокультурологические и когнитивно-дискурсивные типы исследований
Автор(ы): БЕЛОШАПКОВА Т. В.
Рубрика: Филологические науки
Год: 2016
Номер журнала: № 2 (40)
Страницы: 123-135
Индекс УДК: 80
Индекс ББК: 81.2Рус
Аннотация: В статье сопоставляются принципы и параметры описания концептов двух лингвистических направлений — лингвокультурологического и когнитивно-дискурсивного. Изучение лингвокультурологического направления позволяет сделать следующие выводы: 1) выделилось особое направление, связанное с изучением концептов, — лингвоконцептология; 2) выработаны принципы и параметры описания лингвокультурных концептов, среди которых ценностный параметр, принадлежащий к «наиболее фундаментальным характеристикам культуры, занимает одно из центральных мест»; 3) реализована таксономическая идея организации концептов — созданы две альтернативные классификации концептов М. В. Пименовой и В. И. Карасика; 4) установлено, что дискурсивные исследования культурных концептов связаны с определенными типами дискурса. Изучение когнитивно-дискурсивного направления позволяет сделать следующие выводы: 1) выработаны принципы и параметры описания концептов: существует полевой (З. Д. Попова, И. А. Стернин) и когнитивно-матричный анализ концептов (Н. Н. Болдырев); 2) в когнитивной лингвистике была описана часть семантических примитивов в виде концептов-примитивов при передаче категории аспектуальности, что невозможно реализовать в лингвокультурологических исследованиях; 3) создана классификация концептов; 4) в дискурсивной части когнитивных исследований был предложен новый принцип формирования дискурса, а именно субъектный принцип формирования дискурса. В России создались две школы изучения и описания концептов. Смешение понятий и принципов этих школ является невозможным при описании концептов.
Ключевые слова: концепт, лингвокультурологическое направление изучения концептов, когнитивно-дискурсивное направление изучения концептов, культурный концепт, классификация концептов, полевой анализ концептов, когнитивно-матричный анализ концептов, концепт-примитив, субъектный принцип формирования дискурса
Cписок литературы: 1 Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 136–137. 2 Белошапкова Т. В. Когнитивная лингвистика в России: итоги и перспективы развития // Славянский мир в третьем тысячелетии. Россия и славянские народы во времени и пространстве. М.: Ин-т славяноведения РАН, ГАСК, 2009. С. 431–441. 3 Белошапкова Т. В. Когнитивно-дискурсивное описание категории аспектуальности в современном русском языке. М.: «КомКнига», 2007. 316 с. 4 Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2014. 236 с. 5 Болдырев Н. Н. Актуальные задачи когнитивной лингвистики на современном этапе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 1. С. 5–13. 6 Воркачев С. Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели // Филологические науки. 2005. № 4. С. 76–83. 7 Воркачев С. Г. Лингвокультурная концептология: становление и перспективы // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2007. Т. 66, № 2. С. 13–22. 8 Воркачев С. Г. Российская лингвокультурная концептология: современное состояние, проблемы, вектор развития // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2011. Т. 70, № 5. С. 64–74. 9 Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 17–33. 10 Дубровская О. Г. Социокультурная специфика дискурса: субъектный принцип формирования. Тамбов: Издат. лом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2014. 266 с. 11 Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с. 12 Карасик В. И., Прохвачева О. Г., Зубкова Я. В. Иная ментальность. М.: Гнозис, 2005. 352 с. 13 Колесов В. В. Концептология: конспект лекций, читанных в сентябре-декабре 2010 года. СПб.: СПбГУ, РИО, Филологический факультет, 2012. 168 с. 14 Колесов В. В., Пименова М. В. Введение в концептологию: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2016. 248 с. 15 Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 45 с. 16 Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 7–25. 17 Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // В поисках сущности языка: Когнитивные исследования. М.: Знак, 2012. С. 13–35. 18 Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с. 19 Лыткина О. И. К вопросу о типологии концептов в современной лингвистике // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. 2010. № 2. С. 68–75. 20 Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток – Запад, 2010. 314 с. 21 Светоносова Т. Г. Когнитивная лингвистика и лингвокультурология: черты и различия // Филологические науки в МГИМО: сб. науч. трудов. М., 2007. № 27 (42). URL: http: // www mgimo.ru/ files/ 307/30737.pdf (дата обращения: 22.03.2016). 22 Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2001. 989 с.
PDF файл:   Скачать