Название статьи: |
Символы мировосприятия искусства П. Флоренского |
Автор(ы): |
БУГАЕВ В. И. |
Рубрика: |
Искусствоведение |
Год: |
2016 |
Номер журнала: |
№ 2 (40) |
Страницы: |
219-224 |
Индекс УДК: |
7.0 |
Индекс ББК: |
85 |
Аннотация: |
Статья обращена к духовному наследию выдающегося русского философа П. Флоренского. В исследовании разрешаются следующие задачи: отношение русского мыслителя к символу и цвету русского авангарда, западноевропейского искусства и православной иконографии, влияние его теории на критику модернизма и постмодернизма. Расцвет теории символа П. Флоренского происходил в высших художественно-технических мастерских, в которых преподавали художник В. Кандинский и философ П. Флоренский. Между ними существовали разногласия относительно природы символов искусства. В. Кандинский полагал, что в символике искусства рассудочная деятельность должна быть выключена вдохновением художника. Формообразование (цветообразование) в русском авангарде П. Флоренский считал лотереей и разрушением символа. Символ природы он видел в свидетельстве любви Бога к человеку. Человек в молитве воспевает красоту природы Бога. Путь постижения богозданного мира находится в символе. Символ раскрывает божественное цветовосприятие сфер. Ключевым термином в теории цвета и символа П. Флоренского является «оплотнение символа». В символике цветов мироздания главное начало ― свет. Бог есть свет. Существуют два понятия ― тонкая пыль земли и тонкая пыль неба. Цвета солнечного цвета представляют видоизменения этих двух понятий. Многообразие цветов определяется началами как мира духовного, так и метафизического небытия ― Бог, София, Солнце, тончайшая пыль, тьма пустоты, тьма кромешная. Теория П. Флоренского определила пути становления современного западноевропейского и восточноевропейского искусства. |
Ключевые слова: |
символ, оплотнение символа, Бог, София, тончайшая пыль, русский авангард, свет и цвет |
Cписок литературы: |
1 Бугаев В. И. Символическая формация в творчестве мыслителей Серебряного века П. Флоренского и А. Лосева // Укр. журн. рус. философии. Вестн. о-ва рус. философии при укр. филос. фонде. 2009. № 8. С. 445–453. 223 2 Бугаев В. И. Философская рефлексия символов Восточнохристианской цивилизации Н. Бердяева, А. Белого, П. Флоренского, А. Лосева и М. Мамардашвили // Ноосфера и Цивилизация. Донецк: Дон ТУ, 2014. № 1 (15). С. 27–32. 3 Флоренский П. А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М.: АСТ, 2004. 379 с. 4 Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука – классика, 2006. 240 с. 5 Флоренский П. А. Иконостас. М.: АСТ, 2003. 208 с. 6 Серс Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 336 с. 7 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с. 8 Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи. М.: АСТ, 2003. 640 с. 9 Флоренский П. А. Небесные знамения: (37 размышлений о символике цветов) П. А. Флоренский // Философия и социологическая мысль. 1990. № 1. С. 112−115. 10 Юнг К. Г. Избранное. Мн.: Попурри, 1998. 448 с. |
PDF файл: |
Скачать |