Название статьи: |
Тема свободы в контексте нравственной философии Н. Ф. Фёдорова и В. С. Соловьёва |
Автор(ы): |
ЗАПЕКА О. А. |
Рубрика: |
Теория и история культуры |
Год: |
2016 |
Номер журнала: |
№ 2 (40) |
Страницы: |
67-78 |
Индекс УДК: |
141.5+130.2 |
Индекс ББК: |
87.3+71.0 |
Аннотация: |
В религиозно-философских построениях Н. Ф. Фёдорова все понятия, все «составляющие» рассматриваются с точки зрения «проекта общего дела» (всеобщего воскрешения). Тема человеческой личности как начала самоценного, её достоинства, равно как и тема свободы человека, не обрели у Фёдорова самостоятельного значения: они полностью подчинены центральной теме его философии. В результате свобода приобретает проективный характер и должна стать «продуктом» трудовой деятельности человека. Достоинство личности состоит не в свободе, а в активном её участии в деле воскрешения, т. е. в выполнении всеобщего нравственного долга. Человек рождается рабом и останется таковым до тех пор, пока не обратит даровое в трудовое, не воскресит умерших родителей и не обновится сам. Только реализация проекта воскрешения приведёт к осуществлению свободы. Фёдоровское учение превозносит человеческий разум: в рациональном познании заключён залог успеха в деле воскрешения предков. В философии всеединства В. С. Cоловьёва автор проекта «общего дела» усматривал идеи, близкие его собственному учению. Оба мыслителя одинаково понимают конечную цель — всеобщее воскрешение, но абсолютно отличны их представления о путях и способах достижения этой цели. В творчестве Соловьёва различают несколько периодов, с учётом этого надлежит подходить и к суждениям мыслителя о свободе. В период, когда духом Соловьёва овладела идея свободной теократии, начало свободы было выдвинуто на первый план. Восстановление единства божеского и человеческого совершится свободно, но достижению этого нового единения неизбежно предшествует этап самоутверждения человеческого начала. В «Критике отвлечённых начал» Соловьёв обосновывает безусловный характер человеческой свободы. В этической системе Соловьёва, получившей своё полное выражение в работе «Оправдание добра», вопрос о свободе как свободе выбора выносится за границы сферы этической. Бесконечное значение личности осуществляется в свободном и сознательном участии каждого в общем деле построения идеального общества (свободной теократии), воплощением которого Соловьёв считал Вселенскую Церковь. |
Ключевые слова: |
Н. Ф. Фёдоров, свобода, «общее дело», долг, воскрешение, В. С. Соловьёв, всеединство, богочеловечество, добро, любовь, теократия, церковь, выбор, сущее |
Cписок литературы: |
1 Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М.: Путь, 1912. 260 c. 2 Бердяев Н. А. Религия воскрешения («Философия общего дела» Н. Фёдорова) // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск: УрГУ, 1991. Т. 2, ч. 2. 240 с. 3 Фёдоров Н. Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. 711 с. 4 Фёдоров Н. Ф. Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Н. Ф. Фёдорова, изданные под ред. В. А. Кожевникова и Н. П. Петерсона. М.: Печатня А. Снегиревой, 1913. Т. 2. 473 с. 77 5 Кожевников В. А. Н. Ф. Фёдоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. С приложением писем Ф. М. Достоевского, В. Соловьёва, А. А. Шеншина (Фета) и Л. Н. Толстого о Н. Ф. Фёдорове и его учении. М.: Тип. Московского Императорского ун-та, 1908. Ч. 1. 320 с. 6 Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. Соловьёва. М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1913. Т. 1. 652 с. 7 Соловьёв В. С. Собр. соч.: в 10 т. СПб.: Книгоиздательское т-во «Просвещение», 1911–1914 гг. Т. 3. 440 с. 8 Булгаков С. Н. Что даёт современному сознанию философия Соловьёва? // От марксизма к идеализму. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1903. 376 c. 9 Соловьёв В. С. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1988. 892 c. + 822 c. 10 Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 608 с. 11 Лосев А. Ф. Творческий путь Вл. Соловьёва // Соловьёв В. С. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 1. 892 с. |
PDF файл: |
Скачать |