Название статьи: | Тема творчества и «код гения» в повести М. А. Алданова «Десятая симфония» |
Автор(ы): | Богданова О. В. Орлова Ю. А. |
Рубрика: | Филологические науки |
Год: | 2016 |
Номер журнала: | № 3 (41) |
Страницы: | 97-104 |
Индекс УДК: | 82.31 |
Индекс ББК: | 83.3(Рос=Рус)6 |
Аннотация: | Обращение к названию повести М. А. Алданова «Десятая симфония» (1931) и её эпиграфу подводит исследователей к особенностям композиционного строения текста и его образной системы. В центре повествования Алданова оказываются три исторические личности — французский живописец Жан Батист Изабе, русский граф Андрей Кириллович Разумовский, немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. В качестве заглавного образа-символа выбирается сочинение Бетховена «Симфония № 10», однако концептуальные суждения в тексте доверены не музыканту Бетховену, а художнику Изабе, который открывает повествование и завершает его. «Обрамляющая» позиция Изабе доверена писателем персонажу, профессионально знакомому с законами и закономерностями художественной наррации. При этом сюжетный уровень повести открывает другая линия, связанная с образом графа Разумовского. Если Разумовский у Алданова приходит к мысли о бессмысленности земного существования, то художник Изабе проводит противоположную мысль — о жизни-радости, жизни-наслаждении. В рамках повести Алданов словно спорит с собой, пытаясь найти истину, осознать правоту той или иной философемы. В композиционном центре повести оказывается образ немецкого композитора Бетховена, принципиально вбирающий в себя черты гениальности и «сатанинства», талантливости и некой «дьявольской» составляющей. Мысль о недостижимости творческого совершенства философски концентрирует содержание повести. |
Ключевые слова: | русская литература ХХ в., М. А. Алданов, историософская повесть, тема творчества, смысл искусства, искусство и художник. |
Cписок литературы: | 1 Алданов М. А. Собр. соч.: в 8 т. М.: Терра-Книжный клуб, 2007. Т. 6. 544 с. С. 393–426. |
PDF файл: | Скачать |