Название статьи |
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КЛИМЕНТ, ПАПА РИМСКИЙ, И СОЗДАНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ В ХЕРСОНЕСЕ |
Автор/ы |
А. В. Палицын |
Сведения об авторе/авторах |
Александр Викторович Палицын — сотрудник Научно-исследовательского центра, Российский новый университет, ул. Радио, д. 22, 105005 Москва, Россия. E-mail: apalicin@gmail.com |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2017 |
Номер журнала |
Т. 43 |
Страницы |
С. 70–80 |
Дата поступления статьи |
14.09.2016 |
Дата публикации |
15.03.2017 |
Индекс УДК |
993+1751 |
Индекс ББК |
86.37 |
Аннотация |
Кли́мент происходил из императорского рода Флавиев. Услышав в Риме проповеди апостолов Петра и Павла, он стал их учеником, а впоследствии «мужем апостольским». Следуя по пути великих учителей христианства, Климент продолжал их труды и подвиги «в благовествовании» (Флп. 4: 3). В 96 г. за распространение христианской веры он был отправлен в ссылку на окраину Римской империи, в Херсонес Таврический, где провел последние годы своей жизни. В ссылке Климент продолжал проповедовать, обращая в христианство многих язычников, в том числе славян. Он основал Херсонесскую церковь, ставшую первой церковью на территории будущих Русской православной церкви и Российской Федерации, и стал первым Херсонесским епископом. Противники христиан донесли о его духовном служении в Рим. Последовали репрессии, и в 101 г. при императоре Траяне Климент был утоплен в море с якорем на шее. Память Климента и почитание его мощей стояли у истоков создания славянской письменности в Херсонесе. Следуя по его пути, Кирилл и Мефодий продолжили его дело. В Херсонесе они создали алфавит славянским народам и перевели с греческого на славянский язык краткое богослужебное Евангелие и Псалтирь. Созданная ими письменность стала основой славянской, а впоследствии и русской литературы. |
Ключевые слова |
Климент Римский, Кирилл и Мефодий, Херсонес, славянская письменность, русская литература. |
Список литературы |
1 Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976. 1096 с. 2 Евсевий Кесарийский. Церковная история. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2013. 544 с. 3 Житие Константина Философа // Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л.: Изд-во АН СССР, 1930. Т. I. С. 1–39. 4 Климент Александрийский. Строматы. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. Т. 2 (Книги 4–5). 336 с. 5 Палицын А. В. Климент I // Большая Российская энциклопедия. М.: Наука, 2009. Т. 14. С. 288–289. 6 Палицын А. В. Священномученик Климент, папа римский, в истории славянской письменности и культуры // Вестник славянских культур. 2015. № 1. С. 153–160. 7 Первое послание св. Климента Римского к Коринфянам // Писание мужей апостольских. М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 135–172, 501–504. 8 Сказания о начале славянской письменности / вступ. ст., пер. и комм. Б. Н. Флори. М.: Наука, 1981. 200 с. 9 Clemente I Papa e santo // La grande enciclopedia di Roma: Personaggi, curiosità, monumenti, storia, arte e folclore della Città Eterna dalle origini al Duemila / A cura di Claudio Rendina. Roma: Newton & Compton, 2000. P. 303–304. 10 Sanctus Clemens // Anastasii abbatis et Ecclesiae Romanae presbyteri et bibliothecarii historia de vitis Romanorum pontificum // Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. J.–P. Migne. Paris, 1852. Vol. 128. P. 1077–1114. 11 Theodosius. De situ Terrae Sanctae. Liber saeculo VI ineunde conscriptus / предисл., пер. и комм. И. В. Помяловского // Православный палестинский сборник. СПб.: Изд-е Императорского Православного Палестинского Общества, 1891. Вып. 28. С. 5, 17–18. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|