Название статьи |
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ПОНИМАНИИ С. ЭЙЗЕНШТЕЙНА И П. ФЛОРЕНСКОГО |
Автор/ы |
Л. В. Попова |
Сведения об авторе/авторах |
Лиана Владимировна Попова — кандидат культурологии, преподаватель, Московский гуманитарный университет, ул. Юности, д. 5, корп. 3, 111395 г. Москва, Россия. E-mail: pliana@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2017 |
Номер журнала |
Т. 43 |
Страницы |
С. 242–250 |
Дата поступления статьи |
22.09.2016 |
Дата публикации |
15.03.2017 |
Индекс УДК |
7.017.9 |
Индекс ББК |
87.8 |
Аннотация |
Кинематограф есть культурный феномен. Кино, как синтетическое искусство, связано как с изобразительным искусством, архитектурой, скульптурой, так и с музыкой, т. е. представляет собой сочетание «духа пластики» и «духа музыки», аполлонического и дионисийского. Образ в кино рождается путем соединения кадров. С. Эйзенштейн ввел понятие «тонфильма» — синтетического зрелища, объединяющего актерскую игру, звук, визуальный образ, образ мыслей и ситуаций. Кинокадр есть монтажный комплекс, он имеет свою конструкцию и композицию, что роднит его с пластическим искусством. Русский кинематограф — наследник культуры Серебряного века. В качестве подкрепления данного тезиса проводится сравнительный анализ видения образа С. Эйзенштейна и П. Флоренского, а также анализ культурных предпосылок кинематографа и связей кино с другими видами искусства. |
Ключевые слова |
С. М. Эйзенштейн, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, Ф. Ницше, кино, кинокадр, музыка, монтаж, движение. |
Список литературы |
1 Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. 542 с. 2 Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 2. 510 с. 3 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. 624 с. 4 Делез Ж. Кино. М.: Изд-во Ад Маргинем Пресс, 2013. 560 с. 5 Иванов В. И. Дионис и прадиониссийство. СПб.: Изд-во Алетейя, 1994. 350 с. 6 Кулешов Л. В. Собр. соч.: в 3 т. М.: Искусство, 1987. Т. 1: Теория. Критика. Педагогика. 448 с.249 7 Ницше Ф. Соч.: в 2 т. / пер. с нем. Г. А. Рачинского. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 829 с. 8 Попова Л. В. Интерпретация «демонического» в философии и эстетике Серебряного века // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 268–272. 9 Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с. 10 Хренов Н. А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 536 с. 11 Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. 684 с. 12 Эйзенштейн С. М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. 592 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|