Название статьи

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ПОНИМАНИИ С. ЭЙЗЕНШТЕЙНА И П. ФЛОРЕНСКОГО

Автор/ы

Л. В. Попова

Сведения об авторе/авторах

Лиана Владимировна Попова — кандидат культурологии, преподаватель, Московский гуманитарный университет, ул. Юности, д. 5, корп. 3, 111395 г. Москва, Россия. E-mail: pliana@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2017

Номер журнала

Т. 43

Страницы

С. 242–250

Дата поступления статьи

22.09.2016

Дата публикации

15.03.2017

Индекс УДК

7.017.9

Индекс ББК

87.8

Аннотация

Кинематограф есть культурный феномен. Кино, как синтетическое искусство, связано как с изобразительным искусством, архитектурой, скульптурой, так и с музыкой, т. е. представляет собой сочетание «духа пластики» и «духа музыки», аполлонического и дионисийского. Образ в кино рождается путем соединения кадров. С. Эйзенштейн ввел понятие «тонфильма» — синтетического зрелища, объединяющего актерскую игру, звук, визуальный образ, образ мыслей и ситуаций. Кинокадр есть монтажный комплекс, он имеет свою конструкцию и композицию, что роднит его с пластическим искусством. Русский кинематограф — наследник культуры Серебряного века. В качестве подкрепления данного тезиса проводится сравнительный анализ видения образа С. Эйзенштейна и П. Флоренского, а также анализ культурных предпосылок кинематографа и связей кино с другими видами искусства.

Ключевые слова

С. М. Эйзенштейн, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, Ф. Ницше, кино, кинокадр, музыка, монтаж, движение.

Список литературы

1 Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. 542 с.

2 Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 2. 510 с.

3 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. 624 с.

4 Делез Ж. Кино. М.: Изд-во Ад Маргинем Пресс, 2013. 560 с.

5 Иванов В. И. Дионис и прадиониссийство. СПб.: Изд-во Алетейя, 1994. 350 с.

6 Кулешов Л. В. Собр. соч.: в 3 т. М.: Искусство, 1987. Т. 1: Теория. Критика. Педагогика. 448 с.249

7 Ницше Ф. Соч.: в 2 т. / пер. с нем. Г. А. Рачинского. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 829 с.

8 Попова Л. В. Интерпретация «демонического» в философии и эстетике Серебряного века // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 268–272.

9 Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.

10 Хренов Н. А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 536 с.

11 Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. 684 с.

12 Эйзенштейн С. М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. 592 с.

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации