Название статьи

О ТВОРЧЕСТВЕ СЕРБСКИХ ХУДОЖНИКОВ-САМОУЧЕК

ИЛИИ БОСИЛЯ БАШИЧЕВИЧА И САВВЫ СЕКУЛИЧА

Автор/ы

С. А. Лагранская

Сведения об авторе/авторах

Софья Антоновна Лагранская — соискатель, Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, 125009 г. Москва, Россия. E-mail: romanova.sonja@gmail.com

Рубрика

Искусствоведение

Год

2017

Номер журнала

Т. 43

Страницы

С. 251–260

Дата поступления статьи

01.09.2016

Дата публикации

15.03.2017

Индекс УДК

75.03+7.031.2+7.046

Индекс ББК

85.143 (3)

Аннотация

Творчество наивных художников Сербии неразрывно связано с родовой памятью и преданиями: вдохновение авторы черпают в образах народной культуры и христианской символике. В данной статье автором предпринята попытка интерпретации архаичных символов в произведениях наивных художников на примере анализа конкретных работ двух наиболее ярких представителей направления — Саввы Секулича и Илии Босиля Башичевича. Автор последовательно рассматривает работы художников, раскрывая основные лейтмотивы живописи мастеров. Творчество Секулича и Босиля является отражением мировосприятия наивного художника: фольклорные мотивы переплетены с историческими коллизиями, мифология смешана с глубокой религиозностью; в их картинах образы деревенских жителей несут черты героев древних сказаний, а житейская мудрость и экзистенциальные переживания спаяны воедино. Автор сравнивает и противопоставляет творчество художников с другими представителями направления: авангардные приемы построения пространства в картинах, необычные сюжеты и техника живописи — индивидуальный подчерк Секулича и Босиля складывается из этих идиосинкратических особенностей.

Ключевые слова

наивное искусство, аутсайдерское искусство, народное творчество, крестьянский примитив, Савва Секулич, Илия Босиль.

Список литературы

1 Армстронг К. Краткая история мифа. М.: Эксмо, 2011. 160 с.

2 Богемская К. Г. Понять примитив. СПб.: Алетейя, 2001. 185 с.

3 Богемская К. Г. Прокрустово ложе русского аутсайдера // Искусство аутсайдеров: путеводитель / под ред. В. В. Гаврилова. Ярославль: Изд-во ИНЫЕ, 2005. С. 34–39.

4 Гаврилов В. В., Реховских И. И. Искусство аутсайдеров: некатегоричность категорий // Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы. М.: Изд-во ГУК Музей наивного искусства, 2004. С. 233–239.

5 Горшунова О. В. Женское божество в системе религиозно-мировоззренческих представлений народов Средней Азии. М.: ИЭА РАН, 2007. 380 с.

6 Кравцов В. А. Мифопоэтический образ земли в творчестве сербских примитивистов // Вестник славянских культур. 2015. № 4. С. 206–214.

7 Шполяр М. О некоторых спорах по вопросу «Хлебинской школы» // Искусство наивных художников в контексте отечественной и мировой художественной культуры. Тезисы доклада. М.: НИЦ: Академика, 2013. С. 14–22.

8 Bashichevich I., Milenković N., Cardinal R. Mir Iliji. Novi Sad, 2009.

9 Bošković M., Mashirevich M. Galerija umjetnika samouk. Svyatozarevo, 1979.

10 Gamulin G. Posljednjeg dana izlobe // Politika. Belgrad. 1965 (14.03).

11 Gamulin G. Na teoriji naivne umjetnosti. Zagreb, 1999.

12 Gamulin G., Bihan-Mehrin O., Boshichevich V., Durich V., Stefan F., Tomić B. Ilija. Novi Sad, 1996.

13 Durich V., Stefan F., Tomić B. Ilija. Novi Sad, 1996.

14 Depolo J. Depolo: Studije i eseji, kritike i zapisi, polemike. Zagreb, 2001.

15 Zander S. Outsider art. Benninghaym, 2000.

16 Kelemen B. Naïve art / Painters from Yougoslavia. Oxford, 1977.

17 Krstić N. Naivni i marginalne umjetnosti u Srbiji. Jagodina, 2007.

18 Maleković V. Samostalnih umjetnika // Vijesti. Zagreb. 1976 (6.11).

19 Malekovic V. Studije i eseji, kritike i zapisi, polemike 1986–1999. Zagreb, 2008.

20 Marashich A. Time Traveler // Novosti. Zagreb. 1985 (30.04).

21 Mukich I. 50 godina Hrvatskog društva naivnih umjetnika. Zagreb, 2014.

22 Prelog P. Pitanje nacionalnog identiteta u «Podravini motivima» Krste Hegedušića. Sažetak. Zagreb, 2012.

23 Tomić B., W., Tsrnkovich V. Sekulić. Berlin, 1993.

24 Trnava V. Artist potkrovlje sa // Politike. Belgrad. 1977. 10.04.

25 Horvatic D. Ilija Bosilj // Telegram. Zagreb. 1965 (05.03).

26 Crnkovic V. Ilija // Raw Vision. London. 2001. № 34.

27 Crnkovic V. Art without Frontiers. Zagreb, 2006.

28 Crnkovic V. Studije i eseji, kritike i zapisi, polemike 1986–1999. Zagreb, 2001.

29 Crnkovic V. The Croatian Museum of Naïve Art. Guide to the Museum collection: Naive, Art Brut and Outsider Art masterpieces. Zagreb, 2011.

30 Ilija Basicevic-Bosilj. URL: http://www.basicevic.net (дата обращения: 02.02.2013).

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации

 Скачать