Название статьи

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТОВ В КОГНИТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕКСТОВ КОНКРЕТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Автор/ы

Т. М. Балыхина, М. С. Нетёсина, С. А. Юрманова

Сведения об авторе/авторах

Татьяна Михайловна Балыхина — доктор педагогических наук, профессор, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198 г. Москва, Россия. E-mail: dekan-fpk@yandex.ru

Марина Сергеевна Нетёсина — кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» Минздрава России, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1, 127473 г. Москва, Россия. E-mail: netesinam@mail.ru

Светлана Александровна Юрманова — кандидат педагогических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198 г. Москва, Россия. E-mail: yurmsvetlana@gmail.com

Рубрика

Филологические науки

Год

2017

Номер журнала

Т. 43

Страницы

С. 196–207

Дата поступления статьи

15.01.2017

Дата публикации

15.03.2017

Индекс УДК

80

Индекс ББК

81

Аннотация

Исследовательская деятельность предполагает решение учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Нравственная культура медика связана с различными категориями нравственного содержания, в том числе с понятиями «жизнь», «смерть», «здоровье», «долг», «милосердие», «великодушие». Данные понятия требуют обязательного разъяснения в студенческой аудитории медицинского вуза. Для постижения смысла названных выше понятий целесообразно использовать исследовательскую методику, когда студенту даютсяьзадача и план исследования, поясняются шаги — его этапы, указываются материалы для работы, называются методы исследования. Одним из результатов описанной исследовательской работы в курсе «Русский язык и культура речи» становится выявление студентами-медиками различных аспектов рассматриваемого понятия.

Ключевые слова

учебно-исследовательская работа; решение учащимися творческой, исследовательской задачи; мыслительные операции; роль художественных текстов в становлении и развитии критического мышления учащихся.

Список литературы

1 Lewy A. Planning the school curriculum. Paris: Unesco, 1977. 83 p.

2 Балыхин Г. А., Балыхин М. Г. Наука – образование – инновации: словарь-справочник по инновационному образованию. В помощь педагогам, учащимся, родителям. М.: РУДН, 2014. 623 с.

3 Балыхина Т. М., Нетёсина М. С., Юрманова С. А., Аббасова А. А., Федоренков А. Д. Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации. М.: РУДН, 2016. 598 с.

4 Балыхина Т. М., Черникова Т. В., Нетёсина М. С. Научные подходы к обучению мигрантов в курсе «Музыкальной фонетики» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 4. С. 241–246.

5 Далингер В. А. Информационно-коммуникационные технологии в учебно-исследовательской деятельности студентов // Дистанционное виртуальное обучение. 2016. № 12 (114). С. 5–14.

6 Есмурзаева Ж. Б. Концепт Родина в педагогическом дискурсе на рубеже ХХ–ХХI вв.: дис. … канд. филол. наук. Омск, 2010. 210 с.

7 Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1993. 145 с.

8 Люторович Г. М., Руднева Л. Н., Нетёсина М. С. Введение в научный стиль: учеб.пособие для иностр. учащихся (этап довуз. подгот.). СПб.: Златоуст, 2005. 95 с.

9 Макарова И. И. Курс «Русский язык и культура речи» для студентов-медиков: понятие «милосердие» и его составляющие в русской классической литературе о врачах // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 3 (22). С. 87–92.

10 Нетёсина М. С. Исследовательская направленность обучения в профессионально-ориентированном курсе «Русский язык и культура речи» для слабослышащих учащихся ФСПО медицинского вуза // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 (61). С. 184–187.

11 Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. М.: Издат.

центр «Академия», 2006. 400 с.

12 Пойа Дж. Как решать задачу. М.: Либроком, 2010. 208 с.

13 Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: «Истоки», 2006. 226 с.

14 Просвиркина И. И., Яхно М. Д. Лексическая экспликация концепта «патриотизм» в языковом сознании современной молодежи // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 11 (186). С. 106–110.

15 Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. 2007. № 3. С. 14–24.

16 Халперн Д. Психология критического мышления. 2-е междунар. изд. М.; СПб.: Питер, 2000. 512 с.

17 Хрестоматия по русской литературе о врачах / под ред. зав. каф. Т. Ф. Матвеевой. М.: МГМСУ им. А. И. Евдокимова, 2015. 400 с.

18 Шумакова Н. Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 27–32.

19 Шустикова Т. В., Воронкова И. А., Журкина Н. В., Карпова Ю. В., Хамгокова Н. Ж., Шоркина Е. Н. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Русский язык — будущему специалисту. Медико-биологический профиль. Вводный лингвопредметный курс. Базовый этап обучения»: учеб. пособие. М.: РУДН, 2015. 78 с.

20 Юрманова С. А. Лингвокогнитивные качества концепта и их использование в обучении текстопорождению (на материале произведений В. В. Вересаева): дис. … канд. пед. наук / Российский университет

дружбы народов. М., 2007. 171 с.

PDF-файл

Скачать 

Иллюстрации