Название статьи |
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТОВ В КОГНИТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕКСТОВ КОНКРЕТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ |
Автор/ы |
Т. М. Балыхина, М. С. Нетёсина, С. А. Юрманова |
Сведения об авторе/авторах |
Татьяна Михайловна Балыхина — доктор педагогических наук, профессор, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198 г. Москва, Россия. E-mail: dekan-fpk@yandex.ru Марина Сергеевна Нетёсина — кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» Минздрава России, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1, 127473 г. Москва, Россия. E-mail: netesinam@mail.ru Светлана Александровна Юрманова — кандидат педагогических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198 г. Москва, Россия. E-mail: yurmsvetlana@gmail.com |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2017 |
Номер журнала |
Т. 43 |
Страницы |
С. 196–207 |
Дата поступления статьи |
15.01.2017 |
Дата публикации |
15.03.2017 |
Индекс УДК |
80 |
Индекс ББК |
81 |
Аннотация |
Исследовательская деятельность предполагает решение учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Нравственная культура медика связана с различными категориями нравственного содержания, в том числе с понятиями «жизнь», «смерть», «здоровье», «долг», «милосердие», «великодушие». Данные понятия требуют обязательного разъяснения в студенческой аудитории медицинского вуза. Для постижения смысла названных выше понятий целесообразно использовать исследовательскую методику, когда студенту даютсяьзадача и план исследования, поясняются шаги — его этапы, указываются материалы для работы, называются методы исследования. Одним из результатов описанной исследовательской работы в курсе «Русский язык и культура речи» становится выявление студентами-медиками различных аспектов рассматриваемого понятия. |
Ключевые слова |
учебно-исследовательская работа; решение учащимися творческой, исследовательской задачи; мыслительные операции; роль художественных текстов в становлении и развитии критического мышления учащихся. |
Список литературы |
1 Lewy A. Planning the school curriculum. Paris: Unesco, 1977. 83 p. 2 Балыхин Г. А., Балыхин М. Г. Наука – образование – инновации: словарь-справочник по инновационному образованию. В помощь педагогам, учащимся, родителям. М.: РУДН, 2014. 623 с. 3 Балыхина Т. М., Нетёсина М. С., Юрманова С. А., Аббасова А. А., Федоренков А. Д. Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации. М.: РУДН, 2016. 598 с. 4 Балыхина Т. М., Черникова Т. В., Нетёсина М. С. Научные подходы к обучению мигрантов в курсе «Музыкальной фонетики» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 4. С. 241–246. 5 Далингер В. А. Информационно-коммуникационные технологии в учебно-исследовательской деятельности студентов // Дистанционное виртуальное обучение. 2016. № 12 (114). С. 5–14. 6 Есмурзаева Ж. Б. Концепт Родина в педагогическом дискурсе на рубеже ХХ–ХХI вв.: дис. … канд. филол. наук. Омск, 2010. 210 с. 7 Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1993. 145 с. 8 Люторович Г. М., Руднева Л. Н., Нетёсина М. С. Введение в научный стиль: учеб.пособие для иностр. учащихся (этап довуз. подгот.). СПб.: Златоуст, 2005. 95 с. 9 Макарова И. И. Курс «Русский язык и культура речи» для студентов-медиков: понятие «милосердие» и его составляющие в русской классической литературе о врачах // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 3 (22). С. 87–92. 10 Нетёсина М. С. Исследовательская направленность обучения в профессионально-ориентированном курсе «Русский язык и культура речи» для слабослышащих учащихся ФСПО медицинского вуза // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 (61). С. 184–187. 11 Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 400 с. 12 Пойа Дж. Как решать задачу. М.: Либроком, 2010. 208 с. 13 Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: «Истоки», 2006. 226 с. 14 Просвиркина И. И., Яхно М. Д. Лексическая экспликация концепта «патриотизм» в языковом сознании современной молодежи // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 11 (186). С. 106–110. 15 Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. 2007. № 3. С. 14–24. 16 Халперн Д. Психология критического мышления. 2-е междунар. изд. М.; СПб.: Питер, 2000. 512 с. 17 Хрестоматия по русской литературе о врачах / под ред. зав. каф. Т. Ф. Матвеевой. М.: МГМСУ им. А. И. Евдокимова, 2015. 400 с. 18 Шумакова Н. Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 27–32. 19 Шустикова Т. В., Воронкова И. А., Журкина Н. В., Карпова Ю. В., Хамгокова Н. Ж., Шоркина Е. Н. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Русский язык — будущему специалисту. Медико-биологический профиль. Вводный лингвопредметный курс. Базовый этап обучения»: учеб. пособие. М.: РУДН, 2015. 78 с. 20 Юрманова С. А. Лингвокогнитивные качества концепта и их использование в обучении текстопорождению (на материале произведений В. В. Вересаева): дис. … канд. пед. наук / Российский университет дружбы народов. М., 2007. 171 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|