Название статьи

«СВЕТЛОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ» В. И. РУБИНА: ЖАНРОВЫЕ И ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Автор/ы

А. Б. Ковалев

Сведения об авторе/авторах

Андрей Борисович Ковалев — кандидат искусствоведения, доцент, Академия хорового искусства им. В. С. Попова, ул. Фестивальная, д. 2, 125565 г. Москва, Россия. E-mail: info@axu.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2017

Номер журнала

Т. 45

Страницы

С. 205-214

Дата поступления статьи

16.03.2017

Дата публикации

15.09.2017

Индекс УДК

783.3

Индекс ББК

85.31

Аннотация

Объектом исследования в данной статье является циклическое хоровое произведение В. И. Рубина «Светлое Воскресение» в девяти частях, относящееся к типу нетрадиционных жанров русской духовной музыки, изначально имеющих внебогослужебное предназначение, различный состав исполнителей и текстовую основу. Предметом исследования служит выявление жанровых и драматургических особенностей данного произведения, обусловленных опосредованной его связью с богослужебно-певческой традицией, с одной стороны, и свободой в изложении канонических церковнославянских текстов, построении хорового цикла — с другой. Особое внимание в статье сосредоточено на образно-тематическом содержании произведения, включающим в себя сюжетно-событийный и «молитвенный» малые циклы, а также на уровне драматургических линий, являющихся воплощением обобщенной характеристики «земного мира» и личного религиозного чувства. Результаты исследования свидетельствуют о своеобразии образно-тематической организации и музыкальной композиции духовно-музыкального произведения, относящегося к типу нетрадиционных жанров, задачей которых является приобщение широких слоев населения, разного отношения к вопросам вероисповедания к истокам нашей национальной культуры.

Ключевые слова

Пасха, Литургия, жанр, оратория, песнопение, традиция, богослужение, концертность.

Список литературы

1 Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянских культур, 2002. 432 с.
2 Ковалев А. Б. Литургические основы «Запечатленного ангела» // Музыкальная академия. М.: Композитор, 2007. № 4. С. 16–23.
3 Ковалев А. Б. Типология жанров русской духовной музыки второй половины XIX — начала XXI века // Музыкальная академия. М.: Композитор, 2015. № 4. С. 54–59.
4 Маркелов С. Ю. Проповедь, выраженная звуками // Pravmir.ru. URL: http://www.pravmir.ru/propoved-vyrazhennaya-zvukami/ (дата обращения: 15.02.2017).
5 Тевосян А. Т. Литургические песнопения «Светлое Воскресение» // Музыкально-поэтические горизонты. Владимир Рубин — композитор, философ, поэт. Статьи, беседы, воспоминания. М.: Изд-во РГГУ, 2012. С. 179–190.
6 Тевосян А. Т. Светлое Воскресение // Музыкальная жизнь. 1991. № 4. С. 14.
7 Хватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже XX–XXI столетий. Майкоп: ИП О. Г. Магарин, 2011. 412 с.

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации