Название статьи |
ИДЕНТИЧНОСТЬ ГЕРОЯ В ПРОЗЕ А. П. ЧЕХОВА 1880–1887 гг. |
Автор/ы |
А. Е. Агратин |
Сведения об авторе/авторах |
Андрей Евгеньевич Агратин — кандидат филологических наук, старший преподаватель, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, ул. Академика Волгина, д. 6, 117485 г. Москва, Россия. E-mail: andrej-agratin@mail.ru |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2017 |
Номер журнала |
Т. 45 |
Страницы |
С. 126-137 |
Дата поступления статьи |
17.04.2017 |
Дата публикации |
15.09.2017 |
Индекс УДК |
821.161.1 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)52 |
Аннотация |
Проблема идентичности героя лишь косвенно затрагивалась исследователями чеховской прозы. Тем не менее в произведениях 1880–1887 гг. она является доминантной. Персонаж выбирает один из трех типов самопозиционирования, которые различаются по степени широты/узости формируемых его условий: внеконтекстуальный, нестрого контекстуальный (ситуативный) и строго контекстуальный (нарративный). Образ «я» может быть чрезвычайно устойчивым, не зависеть от обстоятельств («Тссс!», «Унтер Пришибеев»). Нередко герой вынужден отказаться от избранной роли, если контекст ее реализации меняется на инвариантном уровне («Несчастье», «Репетитор»). Наконец, изображенный субъект может представить себя участником какой-либо истории («Тряпка», «Тяжелые люди»). Ни один из типов идентичности не позволяет персонажу обрести «самость», поскольку он вынужден всякий раз смотреть на себя с точки зрения другого, т. е. по определению ненадежной точки зрения. |
Ключевые слова |
А. П. Чехов, идентичность, герой, роль, «самость», нарративная идентичность. |
Список литературы |
1 Агратин А. Е. Повествовательные стратегии в прозе А. П. Чехова 1888–1894 гг.): дис. … канд. филол. наук. М.: МПГУ, 2016. 196 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|